Христос вручает ключи святому Петру, Пьетро Перуджино:
анализ, интерпретация читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Христос передает ключи святому Петру, Пьетро Перуджино: анализ и интерпретация Описание
Название: Христос передаёт ключи от Царства Святому Петру Дата: 1481-2 Автор: Пьетро Перуджино (1450-1523) Техника исполнения: Фреска Жанр: Библейское искусство Направление: Живопись раннего Возрождения Местонахождение: Сикстинская капелла, Рим
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для анализа фресок художников раннего Возрождения, таких как Пьетро Перуджино, см. наши образовательные статьи: Оценка искусства и Как оценить картины.
Одна из величайших религиозных картин итальянского Возрождения, Христос передаёт ключи святому Петру была создана для Ватикана по заказу папы Сикста IV умбрийским художником Пьетро Перуджино. Она важна по двум основным причинам. Во-первых, её иконография иллюстрирует догмат, касающийся папской власти. Во-вторых, как и Бичевание Христа Пьеро делла Франческа (1450-60) и Охота в лесу Уччелло (1470), она демонстрирует концепцию линейной перспективы, впервые предложенную в 1435 году итальянским архитектором и художником Леоном Баттиста Альберти (1404-72) в его трактате Della Pittura (О живописи).
Христос передаёт ключи святому Петру находится в Сикстинской капелле, Рим. Заказ был дан Перуджино из-за его успешной серии муральных росписей для часовни в Старой базилике Святого Петра в Риме. Папа Сикст был настолько доволен его работой, что призвал его - вместе с его умбрийским коллегой Пинтуриччо (1454-1513) и флорентийцами Алессандро Боттичелли (1445-1510), Доменико Гирландайо (1449-94) и Лукой Синьорелли (1440-1523) - для украшения вновь построенной Сикстинской капеллы (возведена в 1473-81).
Картина основана на словах Иисуса, записанных в Матфея 16:13-19, когда он говорит Симону Петру: на сем утесе возведу церковь мою… и дам тебе ключи от Царства Небесного. Изображая передачу власти от Христа к первому ’папе’ Петру, фреска укрепляет легитимность Петриной власти, из которой проистекает вся последующая папская власть. Поэтому это очевидная тема для изображения на стенах Папской Сикстинской капеллы - одного из важнейших зданий Ватикана.
Центральным элементом фрески является центр переднего плана, где изображен стоящий Христос, передающий набор ключей (символ церковной власти) коленящемуся Святому Петру. Пара окружена группами апостолов и несколькими свидетелями в современной одежде. Этот тщательно срежиссированный образец искусства эпохи Возрождения символизирует католическое учение об апостольской преемственности. (Подробнее см.: Католическое контрреформационное искусство 1560-1700.)
Сцена разворачивается на фоне плоского, просторного квадрата, обрамленного в средней дистанции тремя сооружениями. В центре находится восьмиугольный храм (Храм Соломона); справа и слева расположены две идентичные триумфальные арки, созданные по образцу Арки Константина, воздвигнутой римским императором, чей Эдикт о Милане легализовал христианство в 313 году. Большой квадрат отмечен своего рода сеткой, образованной линиями мощения. Горизонтальные линии сетки пересекаются диагональными ортогональными линиями, сходящимися к храму вдалеке, создавая очень сильное и реалистичное впечатление глубины в картине. За квадратом простирается горный хребет, который удаляется в перспективу благодаря использованию Перуджино воздушной перспективы. В целом картина демонстрирует успех искусства эпохи раннего Возрождения в создании иллюзии трехмерной глубины на двухмерном плоскости изображения.
Иронично, но именно папская власть, намекаемая во фреске Перуджино, привела к тому, что эта работа была полностью затенена обширной серией новых фресок для Сикстинской капеллы, созданных одним из величайших художников всех времен. В 1508 году Папа Юлий II (1503-13) решил возродить Возрождение в Риме и поручил Микеланджело (1475-1564) украсить потолок Сикстинской капеллы его фресками на тему Бытия (1508-12). Затем, через двадцать лет, в 1534 году, того же художника попросили Папу Римского Павла III (1534-49) украсить алтарную стену капеллы его фреской Судного дня (1536-41), основанной на эскизах, разработанных Папой Климентом VII (1523-34).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?