Заговор Клавдия Цивилиса, Рембрандт:
анализ, интерпретация читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Заговор Клавдия Цивилиса, Рембрандт: Анализ, Интерпретация Описание
Художник: Рембрандт ван Рейн (1606-69) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Историческая живопись Направление: Голландский барокко Местонахождение: Шведский национальный музей, Стокгольм.
Для ознакомления с другими значимыми произведениями искусства, см.: Анализ известных картин.
Оценка произведений искусства Чтобы оценивать картины голландских художников-реалистов, таких как Рембрандт, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка произведений искусства и также: Как оценивать картины.
Одна из самых мощных исторических работ в голландской живописи XVII века, Заговор Клавдия Цивилиса изначально была самым большим полотном Рембрандта. Огромные размеры – 25 квадратных метров (5 x 5) – были заказаны городским советом Амстердама для нового ратуши (сейчас Королевского дворца). Совет первоначально заказал двенадцать картин Гобеверту Флинку (1615-60), по темам, выбранным поэтом Йостом ван ден Вонделем. Однако Флинк умер до завершения каких-либо работ. Бургомистры Иоан Хюйдекёпер и Андрис де Графф затем распределили проект между несколькими художниками. Рембрандту было поручено написать сцену из восстания бывших жителей Голландии (бататав) против римлян, описанную Тацитом. Светская тематика вполне соответствует эстетике протестантского искусства Реформации (ок. 1520-1700 гг.). Огромная картина была доставлена и вывешена в конце 1661 года, но в начале 1662 года она была возвращена художнику для переработки из-за стилистического несоответствия с другими картинами в серии. Рембрандт был известен своей раздражительностью при подобных просьбах заказчиков и потребовал оплаты за дополнительную работу. Когда совет отказался, Рембрандт оставил картину себе, изменил ее и уменьшил размер, чтобы сделать ее более продаваемой. Находящаяся в собственности Королевской шведской академии искусств, она выставляется в Шведском национальном музее в Стокгольме.
Историческая живопись
Сюжет взят из труда Тацита «История», Книга IV, строки 13-16, которая рассказывает о восстании батавов – древних жителей Нидерландов – против оккупирующих римлян. Лидером восстания был одноглазый Клавдий Цивилис (также называемый Юлием Цивилисом), который добился освобождения из римского заключения, притворившись другом императора Веспасиана. Получив свободу, он вернулся на свою родовую территорию в болотистых землях провинции Бётуве, где созвал вождей батавов на собрание в священной роще под предлогом проведения пира. Как только они собрались, он заставил их дать клятву (ударом мечей) бороться за свою свободу. Это восстание современники Рембрандта часто рассматривали как прототип войны за независимость 16-го века Виллема Оранского против Испании. В оригинальной картине большого формата – как видно по рисунку (1661, Graphische Sammlung, Мюнхен) – стол и заговорщики, а также другие фигуры слева и справа были изображены на возвышении над огромным пустым передним планом, а над ними находился огромный свод. В урезанной версии сохранились только Клавдий и его ключевые соучастники за столом.
Композиция
Даже в своем поврежденном состоянии картина (оцененная в 2008 году в 123 миллиона долларов) является невероятным примером драматической живописи эпохи барокко. Дикая манера письма Рембрандта и примитивные формы, по-видимому, были специально разработаны для архаичного и варварского сюжета картины. Наиболее примечательно цветовое решение, неразрывно связанное с освещением. Как это часто бывало у него, Рембрандт помещает источник света в центр группы фигур, скрывая его от прямого обзора. Однако количество света, излучаемого этим источником, намного больше, чем если бы он был просто естественным. В своей наиболее интенсивной форме свет белый; когда он становится бледно-желтым, это указывает не только на сильный свет, но и на большое тепло. Все это было задумано для того, чтобы показать, что, помимо ударов мечами для подтверждения своей клятвы, фигуры как бы выбивают свое оружие в кузнице и даже закаляют себя в огне. Справа доминирует красный цвет, который также указывает на огонь. Цветовая палитра напоминает красные тона других работ позднего периода, таких как «Синдики Ткачей» (1662, Рейксмюсеум), «Еврейская невеста» (ок. 1665-8, Рейксмюсеум, Амстердам) и «Возвращение блудного сына» (1668, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?