Смерть Марата, Жак Луи Давид:
анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Смерть Марата, Жак-Луи Давид: Анализ Описание
Название: Смерть Марата (1793) (Marat Assassiné) Художник: Жак-Луи Давид (1748–1825) Среда: Масляная живопись на холсте Жанр: Историческая живопись Стиль: Неоклассицизм Местонахождение: Музеи королевских изящных искусств, Брюссель.
Для интерпретации других известных масляных картин и акварелей см.: Анализ знаменитых картин (1250–1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА Для помощи в оценке работ художников-неоклассиков, таких как Жак-Луи Давид, см.: Оценка искусства.
Жак-Луи Давид, самая влиятельная фигура во французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (ок. 1785–1815), воплотил новый стиль неоклассицизма, а также дидактический характер академического искусства, пропагандируемого Французской академией. Победитель престижной Prix de Rome (1774), его три ранних шедевра - Клятва Горациев (1785, Лувр, Париж), Смерть Сократа (1787, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и Ликторы приносят телам сыновей Брута (1789, Лувр, Париж) - знаменуют собой апогей неоклассической живописи во Франции. Он наиболее известен своей пропагандистской картиной Смерть Марата (1793), которая превратила жестокого и безжалостного революционера в политического мученика. После казни его покровителя Робеспьера (1758–94) Давид был ненадолго заключен в тюрьму, прежде чем был реабилитирован при Директории (1795–99). Однако вскоре он перенес свою верность на Наполеона Бонапарта, став официальным художником нового режима, который осыпал его почестями. Его лучшие работы этого периода включают Наполеон пересекает Альпы (1800, Kunsthistorisches Museum, Вена) и Мадам Рекамье (1800, Лувр, Париж). После падения Наполеона в 1815 году Давид ушел в самовольную ссылку в Брюсселе. Под влиянием таких людей, как Иоганн Винкельман (1717–68) и Рафаэль Менгс (1728–79), он был последним из великих мастеров-стариков, оставивших после себя прочную группу последователей - иногда известных как Школа Давида - в которую входили Луи Жиродет-Триозон (1767–1824), Антуан-Жан Гро (1771–1835), Ж.-А.Д. Ингр (1780–1867) и позже Эрнест Мейссонье (1815–91).
Смерть Марата была полномасштабной попыткой превратить кровожадного фанатика в трагического героя, мученически погибшего за революционное дело. В своем внимании к современному политическому вопросу картина следует традиции, заложенной два десятилетия ранее Бенджамином Уэстом (1738–1820), который написал Смерть генерала Вольфа (1770, Национальная галерея, Оттава) в память о гибели Вольфа в битве при Квебеке (1759). Давид уже работал над произведением современной истории, Присяга в зале тенниса (1790–94, Musée National du Château de Versailles), но не смог закончить ее из-за меняющегося политического климата. В частности, революционное единство, которое оно должно было изображать, больше не существовало; и многие революционные герои к 1793 году считались предателями дела. То же самое можно сказать и о Марате, чья посмертная репутация значительно снизилась по мере развития Революции. Однако талант Давида как политического художника, хорошо знакомого как с геллинистическим искусством, так и с Высоким Возрождением, наделил Смертью Марата жизнь, независимую от репутации Марата в реальной жизни.
ЗАМЕЧАНИЕ: Для другого подхода к живописи современной истории см.: Третье мая 1808 года (1814, Музей Прадо, Мадрид) работы Гойи.
Факты не оспариваются. 13 июля 1793 года швейцарский агитатор, журналист и самопровозглашенный врач Жан-Поль Марат (1743–93) - один из архитекторов Сентябрьских массовых убийств (1792) и Террора - был убит ножом молодой Жирондисткой Шарлоттой Корде. Корде проникла в дом Марата, притворившись, что предлагает ему список контрреволюционеров, живущих в ее родном городе Каен. В конце пятнадцатиминутного разговора Марат поблагодарил ее и пообещал, что предатели будут казнены на следующей неделе, после чего Корде вытащила 5-дюймовый кухонный нож и вонзила его в грудь, перерезав сонную артерию. Обильное кровотечение привело бы к смерти в считанные секунды (она не попыталась бежать и была казнена через несколько дней). В реальной жизни Марат (по большинству счетов) был озлобленным, подозрительным и самодовольным журналистом. На момент своего убийства он был одним из лидеров Монтаньяров - радикальной группы, контролировавшей Комитет общественной безопасности.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?