Смерть Богородицы, Караваджо:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Смерть Девы Марии, Караваджо: Интерпретация, Анализ Описание
Название: Смерть Девы (Morte della vergine) (1601-6) Художник: Караваджо (1571-1610) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Историческая живопись (религиозная) Направление: Живопись эпохи барокко Местонахождение: Лувр, Париж
Для объяснения других важных картин эпохи барокко, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для анализа работ итальянских художников эпохи барокко, таких как Микеланджело Меризи да Караваджо, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка искусства и Как оценить картины.
Несмотря на короткую жизнь, бурный характер и относительно небольшое творческое наследие, Караваджо остается одним из лучших художников всех времен, главным образом благодаря своему революционному стилю натурализма и живописной манере – известной как караваггизм – которая вдохновляла таких художников, как Рубенс (1577-1640), Хусепе Рибера (1591-1652) и Ян Вермеер (1632-1675). Отвергая как маньеризм, так и классический стиль Высокого Возрождения Аннибале Карраччи (1560-1609), Караваджо создавал свои мадонн и святых из обычных, приземленных людей, часто используя куртизанок в качестве моделей. Он достиг своего первого прорыва в возрасте около 28 лет, с двумя шедеврами на тему жизни Святого Матфея для часовни Контарелли в Риме. В 1601 году он завершил Распятие святого Петра (1601) и Обращение на пути в Дамаск (1601) для часовни Черази в церкви Санта Мария дель Пополо. Он также написал Тайную вечерю в Эммаусе (1601, Национальная галерея, Лондон). Эти религиозные картины сделали его самым обсуждаемым художником в Риме. Но, хотя во многом его стиль живописи соответствовал тому, что Совет Трента (1545-63) имел в виду, когда требовал более приземленного типа католического искусства Контрреформации, его стремление сделать персонажей Библии более значимыми часто заставляло его полностью игнорировать условности того, как должны быть представлены священные события и персонажи. Это приводило к тому, что его библейское искусство отвергалось за чрезмерную неблагодарность. Самый известный пример этого – его Смерть Девы Марии.
Позднее в 1601 году, после завершения работ в часовне Черази, Караваджо был заказан богатым криминальным адвокатом и юридическим советником Папы Лаэрцио Черубини (1556-1626) написать картину о смерти Девы для алтаря семейной часовни в церкви Санта Мария делла Скала в Трастевере.
Как следует из названия, картина Караваджо изображала уход Богоматери из жизни, событие, известное в православной церкви как Успение Пресвятой Девы. В то время католическая догма о том, что Мария была взята на небеса при своей жизни, еще не утвердилась, поэтому, несмотря на множество версий Успения, написанных во времена Итальянского Возрождения и эпохи барокко – см., например: Успение Девы Марии (1516-18) Тициана или Успение Девы Марии (1524-30) Кореджо – и широко распространенное среди католиков XVII века убеждение, что она была взята на небеса до своей смерти, работа Караваджо фактически показывала ее тело – одну из последних католических картин, делавших это. (Примечание: в 1997 году Папа Иоанн Павел II заявил, что Мария пережила естественную смерть перед своим успением). Но Караваджо пошел дальше и представил сцену так, как будто это была просто смерть любимой женщины средних лет, без каких-либо намеков на ее святость (кроме тонкого нимба) или статус Матери Иисуса.
Мертвая Мария изображена лежащей на спине в простом красном платье. Ее незамысловатая внешность, безжизненная голова, свисающая рука, вздувшееся тело и опухшие ступни не оставляют сомнений в приверженности Караваджо натурализму и более реалистичному изображению христианской образности.
Неудивительно, что картина была отвергнута отцами Санта Мария делла Скала (1606) и заменена более традиционной картиной на ту же тему Карло Сарачени (1579-1620). Оригинальная картина стала доступна для частных покупателей, и ее приобрел Винченцо Гонзага по рекомендации Рубенса, после чего она перешла во владение Лувра.
ЗАМЕЧАНИЕ: Искусствовед и писатель Джулио Манчини (1559-1630) утверждал, что картина была отвергнута потому, что Караваджо использовал утопленницу, в качестве модели для Марии. Но как искусствовед Джованни Бальоне (1566-1643) и биограф Джамбаттисто Беллиори (1613-96) – известный своими Жизнеописаниями художников, скульпторов и архитекторов современности (Vite de’Pittori, Scultori et Architetti Moderni) (1672) – утверждали, что причиной отказа стала внешность Девы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?