Снятие с креста (Антверпен), Рубенс:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Схождение с креста (Антверпен), Рубенс: Анализ Описание
Название: Схождение с креста (Антверпен) (1612-14) Художник: Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Техника: Живопись на панели, масло на дубе Жанр: Религиозная картина (картина для алтаря) Стиль: Фламандское барокко Местонахождение: Кафедральный собор Богоматери, Антверпен
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
Вместе с итальянским художником Караваджо (1571-1610), Питер Пауль Рубенс был одной из ведущих фигур в живописи барокко и важным вкладчиком в искусство католической Контрреформации после Тридентского собора. Оба художника выражали мелодраматизм и таинственность, лежащие в основе католической догмы, и оба были экспертами в кьяроскуро и моделировании форм, но, в то время как Караваджо известен своей бесприкрасной натуралистичностью, Рубенс использует более традиционную, идеалистическую манеру. Среди шедевров Рубенса: Самсон и Далила (1609, Национальная галерея, Лондон); Похищение дочерей Леукиппа (1618); Минерва защищает Пакс от Марса (1629-30, Национальная галерея, Лондон); и Суд Париса (1632-5, Национальная галерея, Лондон).
После протеста Лютера в 1517 году и последовавшего за этим распространения протестантизма по Нидерландам, Антверпен перешел от католицизма к кальвинизму и - в соответствии с кальвинистскими принципами - запретил все религиозные картины из своих церквей. Но в 1585 году, после того как герцог Алессандро Фарнезе (1545-92) вновь установил испанское (католическое) правление над городом, церкви Антверпена снова стали украшены произведениями религиозного искусства.
Схождение с креста Рубенса является центральной панелью триптиха, которую он написал для Кафедрального собора Богоматери в Антверпене. Это был второй алтарь, завершенный художником для собора; первым была Вознесение креста (1610–11). Он также написал два других известных Схождения: одно в 1617 году, которое сейчас находится в Пале де Бё Р-Артс в Лилле, и одно в 1618 году, которое сейчас в Музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Кроме того, он создал Снятие с креста (1602, Галерея Боргезе) - еще одну меньшую и менее известную работу - которая ранее приписывалась его ученику Антони ван Дейку (1599-1641).
В 1611 году Гильдия мушкетеров Антверпена во главе с Николаасом Роксоком (1560-1640), близким другом Рубенса, поручила художнику написать триптих для их собора. Поскольку святой покровителем гильдии был Святой Христофор (чье имя означает «христоносец»), было решено, что иконография триптиха должна включать Схождение с креста (центральная панель), обрамленную Поклонением в Вифлееме (левая панель) и Представление во храме (правая панель) - все сцены, на которых Христос несет или поддерживается.
Рубенс приступил к работе над заказом после своего возвращения из продолжительного визита в Италию, где он смог изучить венецианские алтари и новый стиль караваггизма из первых рук. Кроме того, он изучал мускулизированные и анатомические формы скульптуры эпохи Возрождения, а также исключительные маньеристские статуи, такие как Похищение сабинянок (1583) Джамболоньи, и живопись Федерико Барокки (1526-1612), которая так изящно сочетает влияние Рафаэля, Корреджо и Тициана. Схождение с креста наполнено техниками и приемами, которые он усвоил во время своего итальянского визита. Действительно, многие элементы барочного искусства Рубенса обязаны венецианской живописи и тенебризму Караваджо, хотя неизменно несет на себе отпечаток фламандской живописи.
Соответствуя Иоанна 19:38, композиция Схождения с креста Рубенса в Антверпене основана на эмоциональной группе переплетающихся фигур, расположенных вокруг безжизненного тела Христа. Диагональный поток картины доминирует над бледным, но мускулистым телом, когда его медленно снимают с креста. Два рабочих, сидящие на вершине двух лестниц, на верхнем краю холста, начали процесс осторожного опускания распятого Христа с помощью покрывала. Им помогают три других человека: Святой Иоанн Богослов (в красном плаще) у подножия креста; Иосиф Аримафейский (стоящий на середине лесенки) и Никодим (стоящий на середине правой лестницы). В конце figura serpentinata, образованной извивающимся Христом, находятся три Марии: лицо Богородицы, покрытое пеплом, одетая в приглушенный синий цвет, которая поднимает свои руки к своему мертвому сыну; под ней на коленях стоит ее сестра Мария Клопас; а розовая и золотисто-волосая Мария Магдалина нежно держит одну из ног Спасителя. На земле справа мы можем видеть медную чашу, содержащую терновый венец и гвозди распятия, которые лежат в луже свернувшейся крови. Сравните иконографию этой картины с Снятием с креста (ок. 1435-40, Прадо, Мадрид) Роджера ван дер Вейдена и Погребением Христа (1603, Пинакотека Ватикана, Рим) Караваджо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?