Дижонский алтарь, Мельхиор Бродерлам:
анализ, интерпретация читать ~2 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Дижонский алтарь, Мельхиор Броодерлам: Анализ и интерпретация Описание
Название: Дижонский алтарь Дата: 1394-99 Художник: Мельхиор Броодерлам (ок. 1350-1411) Техника исполнения: Темпера по дереву Жанр: Христианское искусство Направление: Фламандская живопись Местонахождение: Музей изящных искусств, Дижон, Франция.
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа работ художников фламандской школы, таких как Мельхиор Броодерлам, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Первоначально заказанный Филиппом Смелым (1342-1404), герцогом Нормандии, для картезианского аббатства Шамполь близ Дижона, Дижонский алтарь был вырезан из дерева фламандским скульптором Жаком де Баерзе (1340-1405). Задача Броодерлама заключалась в украшении створок алтаря деревянными панелями – для левой створки были выбраны сцены: Благовещение и Посещение; для правой створки – Представление Христа в храме и Бегство во Египет. Первые три сцены описаны в Евангелии от Луки; четвертая содержится в Евангелии от Матфея. Броодерлам, однако, внес ряд изменений в библейский рассказ, вводя новые и довольно obscure символы в композицию.
Дижонский алтарь имеет традиционный золотой фон – стандартный прием, восходящий к византийскому искусству – который символизирует рай, царство души. Несмотря на знакомство художника с идеями проторенессансного искусства, его использование перспективы весьма примитивно, хотя он более чем компенсирует это своим изысканным использованием света и тени, создающим чудесное ощущение глубины в картинах. Детали пейзажного фона напоминают религиозные картины XIV века, созданные Сьенойской школой, а также фрески Джентилеско для Верхней церкви в Ассизи.
Некоторые другие детали заслуживают внимания. На левой створке художник игнорирует строгий, торжественный стиль, обычно используемый для изображения этих сцен, предпочитая красочный подход с большим количеством деталей. Вдохновленный итальянскими религиозными картинами, Броодерлам пытается изобразить несколько зданий реалистично – это первый случай подобной попытки во фламандском искусстве. Фактически архитектурные детали занимают почти все четыре сцены. Эта деталь выполнена в технике тонкой живописи с использованием нескольких точек зрения и не придерживается единого метода перспективы. Фигуры Броодерлама также предвещают инновацию в искусстве: например, Ангел на Благовещении демонстрирует физичность и присутствие, невиданные ранее. Он держит развевающийся флаг с приветственными словами к Марии. Кувшин с белым лилием, доминирующий на переднем плане, символизирует ее девственность.
Тем временем правая створка демонстрирует характеристики интернациональных готических миниатюр того времени. Обильный пейзаж (вдохновленный итальянской живописью) со сценой, напоминающей бытовой жанр – Иосиф изображен пьющим из бутылки – довольно необычен для алтарей. Однако реалистичное изображение и нежные нюансы цвета превосходят любые миниатюры, встречающиеся в книгах. Непрерывное продолжение пейзажа от переднего плана на задний – еще одна инновация.
Интерпретация других картин XIV века
Для анализа других картин XIV века см. следующие статьи:
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?