Разоблачение Христа, Эль Греко:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Снятие с креста, Эль Греко: Анализ Описание
Название: Снятие с креста (El Espolio) (1577) Художник: Эль Греко (1541-1614) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Историческая живопись Направление в искусстве: Маньеризм Местонахождение: Кафедральный собор Толедо
Для объяснения других важных картин периода маньеризма, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для анализа картин художников, работавших в Испании, таких как Эль Греко, см. наши образовательные статьи: Оценка искусства и Как оценить картины.
Первоначально получивший образование в иконописи, греческий художник Эль Греко (при рождении Доменико Теотокoпулос) отправился в Венецию около 1567 года, где изучил венецианскую живопись - в частности, работы Тинторетто (1518-94) и Якопо Бассано (1515-92). В 1570 году он переехал в Рим, где завершил несколько заказов под сильным влиянием своего венецианского опыта. Вооружившись блестящей рекомендацией от Джулио Кловио (1498-1578), ведущего миниатюриста того времени, Эль Греко присоединился к интеллектуальному кругу, собравшемуся во дворце Палаццо Фарнезе. Он прожил в Риме около шести или семи лет, развивая одновременно презрение и восхищение работами Микеланджело (1475-1564), споря с биографом Джорджо Вазари, но, самое главное, усваивая тонкости маньеристской живописи с ее странной перспективой и извилистыми, кручеными и буйными жестами фигур. Он был подвержен влиянию работ нескольких художников-маньеристов, включая Пармиджанино (1503-40) - см., например, его Мадонна с длинной шеей (1535, Уффици). В начале 1577 года он переехал в Толедо, Испания, где провел остаток своей жизни.
Летом 1577 года благодаря дружбе с сыном Диего де Кастилья, декана кафедрального собора Толедо, Эль Греко получил заказ на алтарь для украшения главного алтаря свода кафедрального собора. Названная Снятие с креста (El Espolio), она является одним из его самых известных алтарей и была завершена весной 1579 года.
На картине изображена сцена, в которой Христа раздевают перед распятием. Эти детали не указаны в Библии, но упоминаются в других христианских текстах, таких как Размышления о Страстях Иисуса Христа школьного теолога Святого Бонавентуры (1221-74).
Христос, главная фигура композиции, одет в ярко-красное одеяние и занимает центральную ось картины. Его центральное положение подчеркивается его спокойным взглядом вверх и кажущейся воронкой, которая открывается в облаках над его головой. Используя конвенцию византийского искусства, Эль Греко имитирует толпу, располагая ряды голов друг за другом. Толпа толкается, угрожает и угнетает Христа, который игнорирует их, глядя в небо. К сожалению, его путь вверх преграждают копья и тела его мучителей - знак ужасного испытания, которое ему предстоит пережить, прежде чем он обретет вечный покой. Тем временем мужчина, одетый в зеленую одежду, к которому Христос привязан веревкой, собирается снять с Христа пурпурный плащ, а двое других спорят о том, кому достанутся его одежды. За Христом стоит фигура в черном, указывающая на него с обвинением, а перед ним мужчина в желтом сверлит дыру в кресте для одного из гвоздей, которые будут воткнуты в тело Христа. Все это время спокойная невозмутимость и идеальная красота Христа резко контрастируют с грубыми чертами, мрачными взглядами и бурными движениями его палачей. Эль Греко одевает всех фигур в современную одежду; мужчина, стоящий слева, одетый в доспехи, вероятно, должен быть Лонгин - римским центурионом, отвечающим за - традиционно почитаемым как святой - который вонзил копье в тело Христа, когда он был на кресте. Непосредственно под Лонгином три Мария наблюдают за сценой в смятении и тревоге.
Динамичность сцены, выраженная спокойной фигурой Иисуса Христа в центре картины, окруженного со всех сторон буйной толпой грубых фигур, превосходно подчеркивается использованием Эль Греко цвета - а именно, насыщенного красного цвета одеяния Христа (символа божественной страсти), который резко контрастирует с горчично-желтыми тонами внизу и черными цветами по бокам. Только уродливые карикатуры на лица в Иисус несет крест (1515-16, Музей изящных искусств, Гент), написанные Иеронимом Босхом (1450-1516) - особенно любимым Филиппом II - уделяют равное внимание контрасту между смирением Христа и звериностью его мучителей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?