Разоблачение Христа, Эль Греко:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Разоблачение Христа (1577-79) Эль Греко Интерпретация маньеристской алтарной живописи ГЛАВНАЯ АЗИЯ ИНДЕКС
Разоблачение ХристаЭль Греко.Считается одной извеличайших картин всех времен.
СодержаниеОписание • Анализ • Интерпретация других картин Эль Греко
Описание Название : Разоблачение Христа (El Espolio) (1577) Художник : Эль Греко (1541-1614) Материал : Масло на холсте Жанр : Историческая Живопись Направление : Маньеризм Местонахождение : Собор Толедо
Для объяснения других важных картин периода маньеризма см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ЦЕНИТЬ ИСКУССТВОДля анализа картинхудожников, работающих в Испании, таких как Эль Греко, см.Наши образовательные статьи:Оценка искусства иКак ценить живопись.
Первоначально получив образование в области иконописи , греческий художник Эль Греко (урожденный Доменикос Теотокопулос) отправился в Венецию около 1567 года, где он узнал о венецианской живописи, особенно о работах Тинторетто (1518-94) и Якопо Бассано (1515-92). В 1570 году он переехал в Рим, где выполнил несколько заказов, на которые сильно повлиял его венецианский опыт. Вооруженный блестящей рекомендацией Джулио Кловио (1498-1578), ведущего миниатюриста того времени, Эль Греко присоединился к интеллектуальному кругу, собравшемуся в Палаццо Фарнезе. Он пробыл в Риме около шести или семи лет, развивая одновременно презрение и восхищение работой Микеланджело (1475-1564), ссорившись с биографом. Джорджо Вазари , но, что самое главное, впитывает тонкости маньеристской живописи с ее странной перспективой и скручивающимися, поворотными и бурными жестами ее фигур. На него повлияли работы нескольких художников-маньеристов , в том числе Пармиджанино (1503-40) – см., Например, Мадонна с длинной шеей последнего (1535, Уффици). В начале 1577 года он переехал в Толедо в Испании, где провел остаток своей жизни.
Летом 1577 года, благодаря своей дружбе с сыном Диего де Кастилья, деканом собора Толедо, Эль Греко получил заказ на создание алтаря для украшения главного алтаря ризницы собора. Названный "Разоблачение Христа" (El Espolio), это один из самых известных его запрестольных образов, завершенный весной 1579 года.
На картине изображена сцена раздевания Христа перед распятием. Подробности не приводятся в Библии, но упоминаются в других христианских текстах, таких как « Размышления о страстях Иисуса Христа » схоластического теолога Святого Бонавентура (1221-74).
Христос, главная фигура композиции, облачен в ярко-красную мантию и занимает центральную ось картины. Его центральное положение подчеркивается безмятежным взглядом, направленным вверх, и видимой воронкой, которая, кажется, открывается в облаках над его головой. Использование условностей византийского искусства Эль Греко имитирует толпу, выстраивая ряды голов. Толпа толкается, угрожает и угнетает Христа, который игнорирует их, взирая на небеса. К сожалению, его путь вверх заблокирован копьями и телами его мучителей – знак того ужасного испытания, которое ему предстоит пережить, прежде чем он сможет обрести прочный мир. Тем временем человек в зеленом, к которому привязан Христос веревкой, собирается снять алую одежду Христа, а двое других спорят о том, кому должна быть его одежда. Позади Христа на него обвиняюще указывает фигура в черном, а впереди человек, одетый в желтое, сверлит отверстие в кресте для одного из шипов, которые будут вбивать в тело Христа. При этом спокойная безмятежность и идеализированная красота Христа резко контрастируют с грубыми чертами, мрачными взглядами и неистовыми движениями его палачей.Эль Греко одел все фигуры в современную одежду; Человек, стоящий слева, одетый в доспехи, вероятно, должен был быть Лонгином, римским центурионом, который традиционно почитался как святой, который пронзил Христу бок копьем, когда тот был на кресте. Прямо под Лонгином три Марии наблюдают за происходящим в волнении и отчаянии.
Динамичность сцены, выраженная спокойной фигурой Иисуса Христа в центре картины, окруженной со всех сторон буйной толпой грубых фигур, изысканно усиливается за счет использования цвета Эль Греко, а именно насыщенного красного цвета. Одеяние Христа (символ божественной страсти) ярко контрастирует с желто-горчичным цветом под ним и черным со всех сторон. Только уродливые карикатуры на лица Христа, несущего Крест (1515-16, Музей изящных искусств, Гент), написанные Иеронимом Босхом (1450-1516) – любимым фаворитом Филиппа II – придают одинаковое значение контрасту между изображениями Христа. смирение и зверство его преследователей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?