Экстаз святого Франциска, Джованни Беллини:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Экстаз святого Франциска, Джованни Беллини: Анализ Описание
Название: Экстаз святого Франциска (Святой Франциск в пустыне) Дата: 1475-80 Художник: Джованни Беллини (1430-1516) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Религиозное искусство Направление в искусстве: Раннеренессансная живопись Местонахождение: Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа работ художников-раннеренессанцев из Венеции, таких как Джованни Беллини, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Типичный пример инновационной венецианской живописи от Джованни Беллини, одного из величайших старых мастеров Итальянского Возрождения, Экстаз святого Франциска (или Святой Франциск в пустыне) - частный заказ для домашней обстановки - изображает сцену из жизни святого Франциска Ассизского (1181-1226): возможно, момент, когда он получил стигматы в 1224 году. Исполненная маслом и темпера на липовой панели работа важна по двум причинам. Во-первых, это одна из первых картин эпохи Возрождения о стигматизации, в которой нет признаков серафима (ангела или креста, излучающего лучи). Во-вторых, она иллюстрирует, как Беллини сочетает реализм нидерландского Возрождения с пространственной глубиной флорентийского Возрождения и светлой цветовой палитрой, используемой как в венецианских алтарях, так и в венецианской портретной живописи. Также см.: разницу между колоритом и дизньо.
Джованни помещает святого Франциска в (теоретически менее важной) нижней правой части картины. Он изображает святого босоногого и в монашеской рясе, когда тот выходит из своего пещерного убежища, чтобы встретить день. Его руки широко расставлены, а голова запрокинута вверх, когда он смотрит на солнце. Экстаз, который он испытывает, глядя в небеса, происходит - мы предполагаем - от получения стигматов. (Примечание: стигматы, знаки ран, полученных Иисусом во время распятия, как говорят, чудесным образом появились на руках и ногах святого Франциска во время поста на горе Ла Верна в 1224 году.) Но, как упоминалось выше, нет никаких следов какого-либо серафима Христа, который обычно присутствовал при стигматизации: см., например, Стигматизация святого Франциска (1487, Pinacoteca Comunale, Castiglione Fiorentino) работы Бартоломео делла Гатта и Святой Франциск Ассизский, принимающий стигматы (1430-32, Музей искусств Филадельфии) работы Яна ван Эйка. Эта последняя работа была в Венеции несколько месяцев в 1471 году и, несомненно, была увидена Беллини, когда он скопировал слои скал в ней и использовал их в своей собственной версии.
Слабые раны различимы на ладонях его рук и на его стопе, но прежде всего природой и пейзажем доминирует сцена. Пастух и его стадо овец (задний план) также включены, а также серая цапля и осёл (средний план), и кролик (непосредственно под рукавом святого), чтобы символизировать любовь святого Франциска к животным. Картина пронизана мягким теплым светом, который усиливает идею гармонии человека и природы.
Смысл Экстаза святого Франциска
Джованни Беллини не был склонен рисовать сложные аллегории или классические сюжеты, которые предпочитал его шурин Андреа Мантенья (1430-1506). Вместо этого - как умелый оператор на рынке религиозных картин, который был особенно силен в консервативном обществе Венеции - он играл на своих сильных сторонах. Для культурной знати он рисовал высококачественные пейзажи, сначала вводя проблеск вида за священными фигурами, позже - как в Экстазе святого Франциска - погружая их в него. Для менее искушенных слоев рынка он обучал учеников и помощников своей большой мастерской бесконечным вариациям его спокойных композиций Мадонны с младенцем.
Таким образом, в Экстазе святого Франциска Беллини приуменьшает значение самих стигматов и полностью отказывается от довольно вычурных символов Серафимов. Вместо этого он представляет святого в молитвенном экстазе. Фигура Франциска намеренно уменьшена по отношению к формату, поглощена Божьим творением.
Беллини использует свет для сигнализации получения благодати. Передний план картины - место покаяния и размышления о Страстях Христовых - доминирует в прохладном сине-сером цвете, а святой и далекий пейзаж согреты лучами солнца. Смысл вытекает из игры различий - холодного и теплого, бесплодного и культивированного, обнаженного и зеленого. За Франциском находится его скромная кладовая. Вместе с эухаристическим виноградником над и погребально-подобной пещерой за ним эта сторона картины вызывает смерть Христа в Страстную пятницу. Левая сторона, напротив, вызывает Воскресение Христа: солнечный свет, выходящий из облаков в верхнем правом углу, наклоняет лавр - знак победы Христа над смертью - к Франциску, как бы в знак признания того, что святой был еще одним Христом.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?