Эксперимент над птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт из Дерби:
анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт Дерби: Анализ Описание
Название: Эксперимент с птицей в воздушном насосе (1768) Художник: Джозеф Райт Дерби (1734–97) Средство: Масляная живопись на холсте Тип: Жанровая картина (но см. ниже) Направление: Классический реализм Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, см.: Анализ известных картин (1250–1800).
ИСКУССТВО В АНГЛИИ Для получения дополнительной информации о искусстве XVIII века, см.: Английская фигуративная живопись и Английская пейзажная живопись
Предыстория
Джозеф Райт входит в число лучших английских художников XVIII века. Он был первым крупным мастером в Англии, основавшим свою карьеру за пределами Лондона. В 1760-х годах он начал писать сцены с освещением свечами, богатые контрастом между ярким светом и темными тенями, став наиболее известным своими картинами, изображающими научные эксперименты, наблюдаемыми людьми, охваченными благоговением. В своем умелом использовании кьяроскуро и драматичного тенебризма он был сильно вдохновлен работами Караваджо и стилем караваггизма, который он представил. Другие заметные влияния включали в себя нидерландскую живопись XVII века, особенно нидерландский реализм Рембрандта и других.
С этой картиной Джозеф Райт Дерби создал новое изобретение – частично жанровую, частично портретную, частично историческую живопись. Она остается уникальной и не имеет настоящих подражателей, но несет на себе печать гения. В лунную ночь в темной комнате компания любителей и друзей собирается понаблюдать за демонстрацией нового устройства – воздушного насоса, эффект от которого можно продемонстрировать на птице. Сочетая прямые отчеты с высокой драмой, Райт Дерби создает вневременную историю из прозаической реальности, окружающей его. Дерби был важным производственным центром, активно занимавшимся текущими интеллектуальными и научными поисками. Райт сыграл свою роль в обеих сферах. В середине 1760-х годов он присоединился к группе, которая стала известна как Лунный Общество. На ежемесячных встречах в понедельник, ближайший к полнолунию, члены наблюдали и обсуждали научные эксперименты, связанные с астрономией, химией, электричеством и медициной. В состав группы входили Джосиа Уэджвуд, производитель керамики; Джеймс Ватт, инженер, внесший фундаментальные улучшения в паровой двигатель; доктор Эразмус Дарвин, врач, поэт и дед Чарльза Дарвина; и Джозеф Пристли, известный химик, священник и политический теоретик.
Эти одаренные люди были очарованы широкой доступностью научных инструментов, включая телескопы, орреи (механические модели солнечной системы) и воздушные насосы, которые они добавляли в свои коллекции. Они занимались геологией, ботаникой, медициной, археологией и астрономией. Участники эпохи Просвещения, когда акцент делался на разуме и переоценивались существующие идеи и институты, Лунный Общество и подобные ему изменили взгляд человека на мир и его место в нем. Та же любознательность, которая вдохновила Джозефа Райта Дерби присоединиться к Лунному обществу, вероятно, обеспечила его посещение научных лекций шотландского астронома Джеймса Фергюсона (1710–76), который посетил Дерби в 1762 году и продемонстрировал воздушный насос. То, что Райт создал на основе этого опыта, заставляет зрителя чувствовать себя свидетелем этого эксперимента, но эта драма является продуктом большого художественного воображения, соединенного с тщательным наблюдением природы и большим уважением к истории искусства.
От Караваджо и его многочисленных последователей Райт сделал эту сцену освещенной свечами и лунным светом, поместив все событие в драматичном кьяроскуро. От Рембрандтских последователей из Лейдена – так называемых fijnschilders (мелкие живописцы), самым известным из которых был Геррит Ду (1613–75) – Райт развивал свой гладко отрендеренный, скрупулезный реализм. Используя своих друзей и соседей в качестве моделей, художник предоставил правдоподобный срез жизни, создавая при этом архетипы возраста, понимания и пола.
ЗАМЕЧАНИЕ: На картине изображен путешествующий ученый, проводящий эксперимент, во время которого вакуум создается воздушным насосом, который на мгновение лишает птицу воздуха, необходимого ей для дыхания. В этот момент ученый должен решить между жизнью и смертью – решение, которое классически принадлежит Богу. Поэтому картина – в своей основе – это человеческая драма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?