Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада, Мазаччо:
интерпретация, анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада, Мазаччо: интерпретация, анализ Описание
Художник: Мазаччо (1401-28) Техника исполнения: Фреска Жанр: Религиозная историческая живопись. Направление: Живопись раннего Возрождения. Местонахождение: Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Для ознакомления с другими выдающимися произведениями искусства, см.: Анализ известных картин.
Постеры эпохи Возрождения Изображения работ Мазаччо широко доступны в виде постеров онлайн. Также смотрите: Постерное искусство.
Основы искусствоведения Чтобы понять работы Томмазо Мазаччо, ознакомьтесь со статьей для студентов: Оценка произведений искусства: как понимать и ценить искусство.
Фреска Мазаччо Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада (на итальянском языке известная как Cacciata dei progenitori dall’Eden) является одним из фресковых изображений капеллы Бранкаччи, над которыми он работал для церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Этот цикл фресок – знаковая галерея живописи раннего Возрождения, включающий в себя такие работы, как Взятка (The Tribute Money), а также Крещение новообращенных, Святой Петр исцеляет больных своим тенью и Раздача милостыни и смерть Анании – считается одним из важнейших выражений Возрождения во Флоренции. Многие искусствоведы причисляют Мазаччо (1401-28) к двум другим выдающимся пионерам искусства эпохи Возрождения: архитектору Филиппо Брунеллески (1377-1446) и скульптору Донателло (1386-1466). Он известен, прежде всего, своим натурализмом, реалистичным изображением трехмерных фигур и мастерством в области линейной перспективы, что находит свое отражение во фресках капеллы Бранкаччи и Святой Троице (1428, Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция).
Иллюстрация из Книги Бытия
Изгнание из Эдемского сада – самое яркое из всех религиозных картин, иллюстрирующих событие из Книги Бытия, главы 3. На ней изображены отчаянно страдающие Адам и Ева, изгоняемые из своего дома. Охваченные чувством вины, они гоняются за ними угрожающий ангел. Адам закрывает лицо в стыде, а смущение Евы настолько велико, что она пытается прикрыть свое тело руками. Считается, что образ Евы Мазаччо был сильно вдохновлен библейским искусством итальянского средневекового скульптора Джованни Пизано (1250-1314), в частности, экспрессионизмом Страшного суда (1255, кафедры Флорентийского собора). Донателло назван основным источником вдохновения для Адама, что неудивительно. Мазаччо часто сопровождал Донателло во время прогулок по Флоренции вместе с Брунеллески, чтобы узнать все о новых техниках живописи.
Анализ
При интерпретации и анализе Изгнания Адама и Евы из Эдемского сада следует обратить внимание на следующие моменты:
(1) Драматичные, но приземленные образы Адама и Евы. Мазаччо хочет, чтобы мы видели и чувствовали их боль. Эмоции естественно передаются через жесты и выражения лиц. Кроме того, паре приданы очень обыденные физические черты. Не делается попытки идеализации. Таким образом, Мазаччо явно следует по стопам Джотто и его фресковым изображениям капеллы Скроваеньи (Арены). Например, обратите внимание на Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) и Скорбь о Христе (1305).
(2) То, как Мазаччо изображает трехмерную форму пары. Обратите внимание, что, в отличие от своего выдающегося предшественника эпохи прото-Возрождения, он использует перспективу, цвет, направленный свет и светотень для изображения объема без необходимости контуров. Это приводит к большей реалистичности и является одной из особенностей фигурной живописи, развивавшейся во время флорентийского Возрождения. Чтобы увидеть, как прогрессивный подход Мазаччо отличался от более традиционных методов других художников, сравните его Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада с готическим стилем фрески напротив – Искушение работы Мазолино (1383-1432).
Интересно, что обнаженность Адама и Евы Мазаччо – столь характерная для гуманистической эстетики эпохи Возрождения – вызвала слишком бурную реакцию у общественности в эпоху позднего барокко в 1670-х годах. В результате, Козимо III Медичи (1642-1723), шестой великий герцог Тосканы, добавил листья инжира, чтобы скрыть их гениталии. Этот покров был снят только в 1980-х годах во время реставрации и чистки фрески. К сожалению, очистка не смогла восстановить синеву неба.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?