Фрески галереи Фарнезе, Аннибале Карраччи:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Фрески Галереи Фарнезе, Аннибале Карраччи: Анализ Описание
Название: Фрески Галереи Фарнезе (тема: Любовь богов) Художник: Аннибале Карраччи (1560-1609) Средство: Монументальная живопись Жанр: Мифологическая живопись Направление: Ранний барокко Местоположение: Западное крыло Палаццо Фарнезе, Рим
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
В 1597 году Аннибале Карраччи - сооснователь Болонской школы живописи, вместе со своим братом Агостино Карраччи (1557-1602) и кузеном Лудовико Карраччи (1555-1619) - был заказан кардиналом Одоардо Фарнезе, племянником папы Павла III, для украшения бочкообразного свода галереи на главном этаже Палаццо Фарнезе в Риме. Выполняя заказ, Аннибале представил новый грандиозный маньер фресковой живописи, который оказал огромное влияние в художественных кругах. Их сопоставляли с Сикстинскими фресками (1508-41) и комнатами Рафаэля (1508-20), как с величайшими достижениями монументальной фресковой живописи. Созданные в основном между 1597 и 1601 годами, но окончательно завершенные только в 1608 году, фрески ознаменовали полный разрыв с маньеризмом и проложили путь новому идиоматическому выражению барочной живописи, ставшему доминирующим стилем XVII века. Аннибале Карраччи помогали его старший брат Агостино, а также Джованни Ланфранко (1582-1647), Франческо Альбани (1578-1660), Доменичино (1581-1641) и Систо Бадалоккьо (1585-1647). Палаццо Фарнезе является одним из важнейших примеров Ренессансной архитектуры в Риме. Начатое в 1517 году для семьи Фарнезе, строительство включало архитектурные элементы от многих величайших архитекторов того времени, включая Микеланджело (1475-1564), Антонио да Сангалло Младшего (1484-1546) и Джакомо Бароцци да Виньола (1507-73). Здание было приобретено государством и сдано во временное пользование французскому правительству в 1936 году, в настоящее время оно является резиденцией посольства Франции в Италии.
До украшения Галереи Фарнезе Аннибале Карраччи впервые расписал меньшую камеру (1595-7) во дворце сценами из жизни Геркулеса. Эта комната, известная как Sala d’Ercole (комната Геркулеса), получила свое название благодаря тому, что в ней на протяжении веков находилась знаменитая греко-римская статуя, известная как Фарнезский Геркулес (сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя), которая являлась римской копией оригинала IV века до н.э., созданного Лисиппом.
Именно коллекция искусства античности, принадлежавшая семье Фарнезе, послужила основой для декоративной иконографии Галереи Фарнезе. В отличие от Фрески «Бытие» (1508-12) и Фрески «Страшный суд» (1534-41) в Сикстинской капелле, а также фресок Рафаэля в Ватиканских палатах - почти все из которых были религиозными картинами - украшения Галереи Фарнезе представляют собой мифологические картины, относящиеся к языческой античности - это весьма необычное явление для города, который гордился тем, что является центром Католической контрреформации.
Украшение галереи не состоит из одной сцены, а представляет собой собрание отдельных картин, окружающих главную сцену - Триумф Вакха и Ариадны, которая занимает центральную панель потолка. (См. также: Вакх и Ариадна, 1520-23, Тициан).
Отдельные картины помещены в расписанные рамы (quadri riportati), включая иллюзионистскую архитектурную конструкцию (квадратура), поддерживаемую игнюдами, путти и гермами. Вся декоративная схема стала демонстрацией возрожденного классицизма Карраччи - то есть возвращения к натурализму Высокого Возрождения, и таким образом, отвержения преобладающего идиоматического выражения маньеристской живописи с ее ненатуралистическими искажениями.
В качестве общей темы была выбрана Любовь богов. На центральной панели Триумф Вакха и Ариадны изображена процессия, несущая Вакха и Ариадну к их любовной постели, что напоминает триумфальные шествия Древнего Рима. Во фреске Карраччи Вакх и Ариадна восседают на колесницах, запряженных тиграми и козами, в сопровождении танцующих вакханок, нимф и сатиров. Во главе процессии едет пьяный учитель Вакха, Силен, верхом на осле.
Классический, но пылкий стиль живописи Аннибале Карраччи - полный движения и эффектов света на различных формах - напоминает натурализм северных итальянских художников, особенно Корреджо (1489-1534), Тициан (ок. 1485-1576) и Паоло Веронезе (1528-88). Он оказал значительное влияние на других итальянских художников барокко, включая Андреа Сакки (1599-1661), Пьетро да Кортона (1596-1669) и Пуссен (1594-1665). Фрески Галереи Фарнезе сыграли ключевую роль в переходе от итальянского Возрождения к барокко, с его динамизмом, использованием цвета и драматическим тенебризмом.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?