Феликс Гортензио Паравичино, Эль Греко:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Феликс Гортенсио Паравичино, Эль Греко: Анализ Описание
Название: Портрет Феликса Гортенсио Паравичино (ок. 1605) Художник: Эль Греко (1541-1614) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Портретная живопись Направление: Маньеризм Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Бостон
Для интерпретации других важных картин периода маньеризма, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа работ художников-маньеристов, таких как Эль Греко (Доменикос Теотокoпулос), см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Эль Греко (Доменикос Теотокoпулос) родился на острове Крит, находившемся под властью Венеции, где он изучал искусство написания икон, прежде чем уехать примерно в 25 лет для дальнейшего обучения в Венеции. Там он усвоил основы венецианской живописи, изучил некоторые из великих венецианских алтарей и восхищался работами Тинторетто (1518-94) и Якопо Бассано (1515-92). В 1570 году он переехал в Рим, где присоединился к прогрессивной группе интеллектуалов, собравшихся во дворце Палаццо Фарнезе. Он также изучал маньеризм Микеланджело (1475-1564) и Пармиджанино (1503-40). Затем в 1577 году он покинул Италию и переехал в Испанию, где быстро обосновался в Толедо – религиозной столице Испании и центре духовного мистицизма. Вскоре он завоевал известность благодаря таким работам, как Снятие с креста (1577, Толедский собор) и Погребение графа Ор газа (1586-88, Церковь Санто-Томе, Толедо), выполненным в соответствии с рекомендациями, изложенными Советом Трента для создания искусства Контрреформации (католической) (1560-1700).
Хотя Эль Греко наиболее известен своими интенсивными религиозными картинами, он также был одним из лучших портретистов в Испании, и Портрет Феликса Гортенсио Паравичино считается одной из его выдающихся работ. Его модель, Паравичино (1580-1633), был известным богословом и поэтом, а также тринитарием. Родом из Мадрида, он имел итальянские корни. К моменту написания портрета он уже был фигурой выдающейся интеллектуальной проницательности, занимая должность профессора философии в Саламанском университете. Он также был близким другом художника, которого впоследствии воспел в стихах. В 1616 году он был назначен королевским проповедником при Филиппе III, для которого произнес похоронную речь в 1621 году. Несмотря на то, что он был известным ценителем живописи, его фундаменталистские религиозные взгляды побудили его призвать к сожжению всех картин с изображением женских обнажек – мнение, которое было слишком радикальным даже для набожной Испании XVII века, поскольку как король, так и его старшие советники содержали частные галереи с такими работами.
Портрет Феликса Гортенсио Паравичино отличается своей обезоруживающей простотой и отсутствием формальности, будь то поза или обстановка. Священник удобно сидит на деревянном стуле, положив руки на подлокотники. В левой руке он держит две книги – большую и маленькую. Одним из пальцев он заложил страницу в небольшой книге. Отсутствует физическая выразительность у модели. Его тело, включая удлиненные руки и пальцы, кажется безжизненным. Однако его лицо – обрамленное белым воротником рясы – излучает определенное сияние, хотя выражение лица совершенно непостижимо – оно сочетает в себе надменность, презрение и неуверенность, но характеризующий конечный результат является полностью субъективным вопросом.
Эль Греко, вероятно, пытается вызвать духовное присутствие – чего совершенно не хватает в его Портрете кардинала (1600, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк) – и использует несколько приемов для достижения этой цели. Во-первых, композиция полностью доминируется лицом Паравичино и духовной энергией или потусторонностью, которую оно излучает. Во-вторых, призрачная, саванная белизна рясы священника наделяет его определенной эфирностью, усиленной бледностью кожи и рук. В-третьих, складки рясы священника, угол левой руки и книги – все это способствует созданию незаметного ритма или движения, которое еще больше усиливает ощущение потусторонности.
Великие навыки Эль Греко проявляются не только в общей концепции, но и в деталях. Бледная, но землистая кожа Паравичино красиво передана и контрастирует с белым воротником его рясы. Различные оттенки черного стула и плаща модели – отличительная черта испанской живописи: см., например, работы Веласкеса, а также Святого Доминика в молитве Эль Греко (1600-2, частная коллекция) – демонстрируют мастерство художника в создании тональных контрастов. Другие прекрасно выполненные детали включают блики на гвоздях стула и дубовом стуле, а также ногти модели.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?