Бичевание Христа, Пьеро делла Франческа:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Бичевание Христа, Пьеро делла Франческа: Интерпретация, Анализ Описание
Художник: Пьеро делла Франческа (1415–92) Материал: темпера/масло на панели Жанр: Историческая живопись Направление: Раннеренессансное искусство Местонахождение: Национальная галерея Марке, Урбино.
Для ознакомления с другими выдающимися произведениями искусства, см.: Анализ известных картин.
Бичевание Христа является одним из нескольких шедевров христианского искусства, созданных Пьеро делла Франческа, одним из великих новаторов раннеренессансной живописи, который на протяжении веков оставался в забвении до своего возрождения в 1900-х годах. В настоящее время он считается одной из ключевых фигур искусства эпохи Возрождения XV века. Вероятно, написанная во время его первого пребывания в городе Урбино, которым правил воин и ученый Федерико да Монтефельтро, эта картина – как и его более ранняя работа Крещение Христа (1450-е годы, Национальная галерея, Лондон) – характеризуется выразительно проработанными фигурами на фоне пейзажа, создающего ощущение глубины. Это его самая загадочная работа и одно из величайших произведений живописи эпохи Возрождения середины кваттроченто. Искусствовед Кеннет Кларк, создатель знаменитого телесериала Цивилизация, включил Бичевание Христа в свой список десяти величайших картин всех времен.
Художественное образование Чтобы понять художников, таких как Пьеро делла Франческа, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства: Как ценить искусство и также: Как оценить картины.
Содержание
Картина была выполнена маслом и темперой на деревянной панели и имеет скромные размеры: 2 фута на 2,5 фута. Эксперты в области искусства считают, что работа была заказана для укрепления единства между Восточной христианской церковью и Западной Римской церковью в связи с османским вторжением в Константинополь. Это прекрасно выстроенное произведение библейского искусства изображает бичевание Христа перед распятием, наказание, предписанное римским наместником Понтием Пилатом, который сидит слева (он также считается императором Иоанном VIII Палеологом, лидером Восточной церкви в Константинополе). По мнению ученых, картина написана на фоне портико дворца По́нтия Пила́та в Иерусалиме, размеры и характер которого, как полагают, были тщательно изучены художником.
Странным является то, что Христос изображен маленькой фигурой на заднем плане, а три более крупные фигуры, стоящие на переднем плане справа, кажутся гораздо более важными. Точная личность этих фигур остается неясной, хотя считается, что два старших мужчины – это важные политические или религиозные деятели в Урбино. Молодой человек посередине может быть ангелом, а мужчина на крайнем правом краю – Людовико Гонзага, правитель Мантуи. (См. больше возможностей ниже.) Обратите внимание на его великолепное дамасское платье с сине-золотой нитью, которое демонстрирует интерес художника к роскошным тканям и самым модным стилям – в отличие от многих флорентийских художников, которые избегали таких особенностей.
Сюрреалистичная атмосфера
Несмотря на жестокий сюжет, картина передает ощущение гармонии и достойного спокойствия. Фигуры имеют клиническую четкость, а архитектура точно и аккуратно прорисована; сцена освещена холодным, чистым светом. В этом произведении религиозного искусства присутствует слегка сюрреалистичная атмосфера: мужчины справа не заинтересованы в страданиях Христа и ведут тихий разговор, а человек, бичующий Христа, кажется застывшим в середине удара – как будто его поймала камера.
Перспектива и точка схода
Общая композиция очень строго контролируется как в содержании повествования, так и во внешнем виде. Композиция разделена на две сцены, отделенные колонной, поддерживающей храм, в котором Иисус подвергается бичеванию. (Эти две сцены могут даже иметь разные временные рамки, поскольку сцена бичевания освещена справа, а передняя сцена – слева.) Особенно примечательно использование Пьеро перспективы в этой картине. В большинстве религиозных произведений искусства XV века точка схода - визуальный фокус картины - обычно находилась на лице или фигуре Христа. Однако в этой работе точка схода находится посередине картины, возле правого края одежды бичующего. Почему Пьеро выбрал такой подход, неясно, хотя использование центральной точки схода обычно создает мощное впечатление баланса и стабильности, которые были среди основных забот художника. Заимствуя работы более ранних художников, таких как Мазаччо - см. его Святая Троица (1428) и Взношение дани (1425–7) - Пьеро делла Франческа создал, пожалуй, окончательный образец кваттроченто линейной перспективы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?