Гентский алтарь, Ян Ван Эйк:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Гентский алтарь, Ян ван Эйк: интерпретация, анализ Художественное образование Чтобы анализировать фламандских художников, таких как Ян ван Эйк, см.: Оценка искусства и также: Как ценить картины.
Произведение
Картина: Гентский алтарь (Двустворчатый алтарь Восхищения Мистической Агнцем) Дата: 1425-32 Художник: Ян ван Эйк (1390-1441) Техника исполнения: Масляная живопись (на 12 деревянных панелях) Жанр: Религиозная историческая живопись Направление: Северное Возрождение (Фламандское/Нидерландское) Местонахождение: Кафедральный собор Святого Баво, Гент, Бельгия.
Для ознакомления с другими выдающимися картинами, см.: Анализ известных картин.
Нидерландское Возрождение: шедевр
Шедевр христианского искусства, этот огромный алтарь является одним из культурных столпов нидерландского Возрождения. Он расположен в кафедральном соборе Святого Баво в Генте, Бельгия. Написанный фламандским мастером Яном ван Эйком (1390-1441), двустворчатый алтарь состоит из двенадцати панелей, соединенных на петлях, восемь из которых расписаны с обеих сторон. Мастерство ван Эйка в работе с поверхностями, светом и вариациями материалов, которое стало результатом его бесконечного терпения и внимания к деталям, придает работе захватывающую техническую виртуозность. Один из величайших примеров ранней фламандской живописи, Гентский алтарь известен своей яркостью цвета и широтой тематики, которая включает обнаженные фигуры в полный рост, яркие портреты, пейзажи, роскошные наряды и многочисленные примеры натуральной живописи. Не случайно великий немецкий художник Альбрехт Дюрер назвал его выдающимся образцом религиозного искусства.
Заказ
Гентский алтарь (также известный как двустворчатый алтарь Восхищения Мистической Агнцем) был заказан богатым торговцем Йодокусом Видом для его частной часовни. Предназначенный для древней церкви Святого Иоанна, также в Генте, работа началась в 1425 году Хубертом ван Эйком, старшим братом Яна. Но уже на следующий год, до того как был достигнут значительный прогресс, Хуберт умер, и - по приглашению Йодокуса Вида, который также являлся заместителем бургомистра Гента - Ян взял на себя проект.
Особенности, композиция, описание
Гентский алтарь имеет размеры примерно 3,6 x 4,5 метра и написан масляными красками. Он может быть открыт или закрыт. Когда он закрыт, что было бы его обычным состоянием в то время, мы видим изображение Благовещения, под которым находятся две замечательные панели, выполненные в технике гризайль, с иллюзионистическими скульптурами. Эти псевдоскульптуры изображают Иоанна Крестителя, держащего традиционный символ агнца, и Иоанна Богослова, автора Апокалипсиса. По бокам от святых на каждом конце расположены отдельные картины заказчиков - молящихся в коленях Йодокуса Вида и его жены Лисбетт Борлут. Вся визуальная композиция намеренно приглушена - только портреты заказчиков содержат реальный цвет, вероятно, чтобы усилить эффект открытия алтаря и демонстрации картин внутри.
Как только двустворчатый алтарь открывается, зрителя ослепляет взрыв красных и зеленых цветовых пигментов. Картины расположены в двух ярусах. В верхнем ярусе, состоящем из трех центральных панелей и двух боковых панелей с каждого конца, мы видим престол Царя Небесного, фланкированного Девой Марией и Иоанном Крестителем. Чтобы смягчить суровую серьезность этой центральной троицы, их окружают картины ангелов, поющих и играющих на органе. Одежда ангелов, инструменты и окружение изображены с кропотливой детализацией. Мастерское владение масляными красками Яном ван Эйком создает едва заметные вибрации света в плотных, насыщенных цветах, которые имеют глубокое символическое значение. Красота тканей и музыкальных инструментов демонстрирует творческий потенциал человека, что, в свою очередь, указывает на всеобъемлющую роль Создателя. На концах верхнего яруса ван Эйк написал два потрясающих портрета Адама и Евы, изображенных с необычайным натурализмом. Эти фигуры являются одними из самых реалистичных обнаженных мужских фигур и обнаженных женских фигур эпохи европейского Возрождения. Над ними расположены иллюзионистические барельефы, изображающие жертвоприношение Каина и Авеля и убийство Авеля.
В центре нижнего яруса, под центральной троицей Иисуса, Марии и Иоанна, находится одна большая картина, давшая алтарю его название. На ней изображено Евхаристическое жертвоприношение Мистической Агнцем (символа Христа), помещенное на алтарь, окруженный четырнадцати ангелами и расположенный в плодородном лугу, обрамленном кустами, на окраине города. К лугу приближаются или занимают место четыре группы. В верхнем левом углу мы видим процессию епископов и кардиналов. В верхнем правом углу - группу женских мучеников, несущих пальмовые ветви, символы их мученичества. В нижнем левом углу - группу коленопреклоненных еврейских пророков за которыми следует коллекция языческих философов и ученых со всего мира, что подтверждается разнообразием головных уборов. В нижнем правом углу мы видим двенадцать апостолов, за ними следуют Папы и другие священнослужители. Святой Стефан изображен с камнями своего мученичества.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?