Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер: Интерпретация, Анализ Описание
Художник: Ян Вермеер (1632-75) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Портретная живопись (Изучение головы девушки) Направление: Голландский реализм Музей: Мауритсхайс, Гаага.
Для ознакомления с другими шедеврами, посетите: Анализ известных картин.
Художественное образование Чтобы оценить таких художников, как голландский реалист Вермеер, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка искусства и также: Как оценить картины.
Прозванная Моной Лизой Севера, эта прекрасная картина - одна из самых известных барочных портретных работ - показывает, что, помимо своего мастерства в голландской реалистической жанровой живописи, Вермеер также был мастером портретной живописи. Его умение изображать головы молодых женщин хорошо известно по таким работам, как Голова девушки (1672, Музей Метрополитен), Молочница (1658, Рейксмузеум), Девушка, пишущая письмо (ок. 1665-70) и Девушка в красной шляпе (1666) - обе в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, но по воздействию на зрителя Девушка с жемчужной сережкой занимает место рядом с работами лучших портретистов Голландии, таких как Рембрандт (1606-69) и Ван Дейк (1599-1641). Фактически, технически говоря, эта известная картина - также известная как Голова девушки в тюрбане - не является портретом, а представляет собой изучение головы девушки, известное в эпоху Вермеера как трони. Отчасти из-за этого работу сложно отличить от нескольких других голов, и поэтому ее происхождение можно проследить только до 1882 года, когда она была приобретена для художественной коллекции голландца А. А. де Томбе. В 1903 году она была передана в дар музею Мауритсхайс в Гааге.
Композиция
Композиция Девушки с жемчужной сережкой восхитительно проста. В отличие от большинства других картин дефтского мастера, здесь изображена только голова девушки, смотрящей через плечо на зрителя. Не предоставляется никаких намеков на фон, кроме его атмосферно темного тона. Это также необычно для зрелого Вермеера. Необычайно прямой контакт между предметом и зрителем, а также слегка приоткрытые губы создают ощущение непосредственности, настолько сильное, что подразумевают значительную близость. Девушка одета в простое коричнево-желтое платье, которое резко контрастирует с ее ярким белым воротником. Дополнительный контраст создает ее голубой и желтый тюрбан (или чаперон), который придает картине отчетливый экзотический эффект. Тюрбаны были относительно распространенным аксессуаром в Европе с 15-го века, что подтверждается Портретом мужчины в красном тюрбане (1433, Национальная галерея, Лондон), знаменитым автопортретом Яна ван Эйка. Действительно, старший современник Вермеера, Рембрандт, изображал одиночные фигуры и головы в экзотических костюмах на протяжении всей своей жизни, а то, что подобные небольшие головы с необычными головными уборами были созданы Карелом Фабрициусом (1622-54) - который учил Вермеера - указывает на то, что он мог передать эту традицию в Дефт.
Смысл картины Девушка с жемчужной сережкой
Наиболее заметной особенностью этой картины является огромный, в форме слезы жемчужный серьга девушки. Подобный предмет ювелирных изделий можно увидеть на Женщине, принесшей письмо слуге (также известной как Женщина со своей служанкой) (ок. 1667, Коллекция Фрика, Нью-Йорк). Этот жемчужный серьга, возможно, вместе с тюрбаном девушки, может раскрыть смысл картины.
Кажется, что послание картины происходит от идей, выраженных мистиком Святым Франциском де Салем (1567-1622) во Введении к благочестивой жизни (1608), опубликованном в Голландии в 1616 году. Вкратце, де Салем писал, что женщины должны защищать свои уши от нечистых слов и позволять им слышать только чистые слова - восточные жемчужины Евангелия. Используя этот текст в качестве ссылки, кажется, что жемчужный серьга на картине Вермеера представляет собой чистоту, а восточный элемент, упомянутый выше, иллюстрируется тюрбаном девушки. (Для картины, пропагандирующей добродетель и трудолюбие, см. Кружевница (ок. 1669, Лувр, Париж).
Методы живописи Вермеера: Камера обскура
Рентгеновские снимки этого полотна предоставили удивительную информацию о методах живописи Вермеера. В большинстве примеров голландской живописи 17-го века подмалевок показывает корректировки и исправления краев, форм и фигур. Однако здесь, вместо постепенного построения элементов, мы видим только четкий узор света и тени. Это еще более необычно, поскольку нет ни намека на линию или предварительный рисунок, чтобы помочь мастеру достичь этой совершенности. Такая необычная процедура снова предоставляет явные доказательства использования Вермеером камеры обскуры. Действительно, один искусствовед предположил, что резко контрастирующие узоры света и тени могут быть прямой транскрипцией Вермеера о падении света, увиденного через его камеру обскуру. Если это так, то это могло бы объяснить почти фотографическую прямоту, присущую этой необычайно натуралистичной работе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?