Haywain Triptych, Hieronymus Bosch:
Analysis читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Дьякование Триптих, Иероним Босх: Анализ Описание
Название: Дьякование Триптих (1516) Художник: Иероним Босх (1450-1516) Техника: Масляная живопись на панели Жанр: Моралистическое религиозное искусство Направление: Нидерландское Возрождение. Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Для объяснения других известных масляных картин и фресок, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
Один из величайших художников Северного Возрождения, Иероним Босх взял свое имя от города с-Гертогенбош, где он жил, работал и умер. Благодаря достаточному богатству, чтобы не продавать свои картины, он известен своими религиозными картинами, полными мрачных кошмаров и библейского искусства, многие из которых были приобретены чрезвычайно набожным королем Филиппом II Испании (1527-98). В основном это диптихи и триптихи, написанные в больших размерах с огромным количеством кропотливых деталей. Среди его самых известных работ – Корабль дураков (1490-1500, Лувр); Сад земных наслаждений (1500-05, Прадо); Искушение Святого Антона (1500; Португальский музей искусств, Лиссабон); Судный день (1500-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен) и Дьякование. Иконография его картин продолжает озадачивать ученых и является значительным источником вдохновения для художников-сюрреалистов, включая Сальвадора Дали (1904-89). Для получения дополнительной информации см. фламандскую живопись (1400-1800) и более позднюю голландскую живопись (ок. 1600-1700).
Среди самых известных примеров христианского искусства начала XVI века, наполненных символизмом и аллегорическими значениями, Дьякование Триптих фокусируется на теме греха и его последствиях. Эта работа была одной из серии из шести картин, приобретенных Филиппом II Испании в 1570 году. Позже она была разделена на три картины: центральная панель была продана Изабелле II Испании (1830-1904) в 1848 году и доставлена в Аранхуэз; правая панель была возвращена в Эль Эскориал, в городе Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал; а левая панель была передана в Музей Прадо в Мадриде. Только в 1914 году все три элемента триптиха были наконец собраны в Прадо. (В Эскориале есть копия).
Как это было принято в то время, внешняя сторона Дьякование Триптих также была расписана, но полноцветной краской, а не обычным гризайлью (серым монохромом). Известная как панель Путь Жизни, она представляет собой версию картины Босха Скиталец (1500, Музей Буймаанс Ван Бёнингена, Роттердам). Вокруг него находится серия миниатюрных картин, включая изображение повешенного человека и ограбление другого бродяги. Ученые интерпретируют скитальца как человека, который следует своим путем, несмотря на множество различных искушений.
При открытии Дьякование Триптих представляет собой аналогичный сюжет более раннему шедевру Босха, Саду земных наслаждений.
Левая панель изображает несколько сцен из Ветхозаветной Книги Бытия: изгнание мятежных ангелов из Небес; как Бог создал Еву из ребра Адама; змей (жуткий змей с человеческой головой), предлагающий Адаму и Еве яблоко в Эдемском саду; и изгнание Гавриилом Адама и Евы из Эдемского сада.
Центральная панель изображает большую дьякование (haywain) окруженную толпой людей, пытающихся схватить сено для себя. Там также можно увидеть королей и епископов, следующих за телегой с сеном, в то время как другие ищущие удовольствий совершают различные грехи (поглощение, глупость, распутство, жадность, обман). У подножия сцены толстый монах напивается, пока другие монахи и монахи заняты тем, что наполняют мешок сеном для себя. Незамеченный веселой толпой, Христос смотрит сверху на сцену разврата.
Согласно современной интерпретации картины Босха Амврозия де Моралеса (1513-91), Дьякование Триптих символизирует тривиальность и преходящесть земных удовольствий и тщетное приобретение мирских благ. (Сравните более позднюю голландскую живопись ванитас). По сути, Босх пытается показать, как стремление к материальным благам и физическим удовольствиям (сбор сена) в конечном итоге приводит к вечному проклятию. (Одна фламандская пословица гласит: «мир подобен дьякование, и каждый берет то, что может»).
Правая панель – это изображение Босха ада (или, возможно, мира в Судный день), огненного подземного мира, наполненного отвратительными зверями, мучащими и разрывающими людей на части, пожирающими их живьем и развешивающими на крышах среди дыма и пламени. [Примечание: см. аналогичных существ в более поздней картине Безумная Мег (Дюлле Гриет) (1562) Питара Брейгеля Старшего (1525-69)]. В связи с этим следует отметить, что Босх был свидетелем ужасного пожара 1463 года, который уничтожил процветающий голландский город Брабант, что могло объяснить изображения огня во многих его картинах. Другой любопытный аспект этой панели касается странной башни, которая строится. Какова ее цель? Стремится ли она к Небесам по какой-то причине?
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?