Святая Троица, Мазаччо:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Святая Троица, Мазаччо: Интерпретация, Анализ Описание
Художник: Мазаччо (1401-28) Техника исполнения: Фреска Жанр: Религиозное искусство Направление: Ранний Ренессанс Местонахождение: Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Для ознакомления с другими шедеврами, посетите: Анализ известных картин.
Постеры Святой Троицы Постеры с изображением картины Мазаччо широко доступны в интернете. Также смотрите: Искусство постеров.
Основы искусствоведения Чтобы понять картины Мазаччо, ознакомьтесь со статьей для студентов: Оценка произведений искусства: Как понимать и ценить искусство.
Одна из знаковых работ искусства эпохи Возрождения, Святая Троица с Девой Марией и Иоанном Крестителем и благодетелями (1428) находится в церкви доминиканцев Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Как и многие религиозные картины, созданные во время флорентийского Возрождения, она имеет и светскую сторону. Во-первых, на ней изображена Троица Бога Отца, Христа Сына и Святого Духа (символизируемого белым голубем); во-вторых, это также коммерческий портрет заказчика. Работа была заказана Доменико Ленци и его женой в качестве фрески для семейной часовни памяти в Санта-Мария-Новелла. Однако особенностью, которая сделала ее одним из самых влиятельных произведений живописи эпохи Возрождения XV века, является использование линейной перспективы с одной точкой для организации композиции. Его 27-летний создатель, Томмазо ди Джованни Мазаччо (1401-28), был для живописи эпохи Возрождения тем же, чем Филиппо Брунеллески (1377-1446) был для архитектуры, а Донателло (1386-1466) – для скульптуры.
Превосходная демонстрация линейной перспективы
Геометрические принципы линейной перспективы — техники, с помощью которой художник может изобразить трехмерную глубину на плоской поверхности картины — по-видимому, были открыты Леоном Баттиста Альберти (1404-72) в его трактате Della Pittura («О живописи»), опубликованном в 1435 году. Как наука, перспектива была связана с оптикой и изучением зрения, но как художественная техника она была должным образом исследована только во время раннего Возрождения во Флоренции. В своей Святой Троице Мазаччо впервые из флорентийских художников по-настоящему исследовал иллюзионистический потенциал этой новой техники. На картине изображена часовня, чей пещерный интерьер, кажется, открывается перед зрителем. Внутри, обрамленная ионическими колоннами, коринфскими пилястрами и сводчатым потолком, находится распятый Христос, над которым находятся Бог и Святой Дух, в сопровождении Иоанна Богослова и Девы Марии. Моделирование этих фигур настолько реалистично, что они могут быть восприняты как статуи. Каждая из них — за исключением Бога, безграничного существа — занимает свое трехмерное пространство. В завершение всего этого, перед колоннами, образующими вход в вымышленную часовню, Мазаччо изобразил заказчиков Доменико Ленци и его жену. Он нарисовал их в натуральную величину и с такой же реалистичной детализацией. Весь тромплейль эффект часовни и ее обитателей является потрясающим примером того, как реалистичную глубину можно включить в плоскую картину.
В передней части картины, ниже уровня пола часовни, находится саркофаг, на котором выложен скелет Адама как memento mori для зрителя со словами: «Я когда-то был таким, каким ты есть, и тем, что я есть, ты также будешь».
Влияние
С Святая Троица оказала огромное влияние на поколения флорентийских художников. Писавший спустя столетие, маньерист и биограф Джорджо Вазари (1511-74) был настолько поражен эффектом перспективных искажений Мазаччо, что убедился в наличии дыры в стене, содержащей вымышленную часовню.
В 1570 году перед церковью Санта-Мария-Новелла был построен каменный алтарь, который привел к тому, что фреска Мазаччо была скрыта. В результате фреска оставалась невидимой почти три столетия — с 1570 по 1861 год — пока алтарь не был удален и картина снова не стала видна. Однако только в 1952 году, когда нижняя (скелетная) часть картины также была обнаружена, вся фреска была выставлена на всеобщее обозрение.
Смысл
Ни один историк искусства не предложил ничего, кроме довольно прямолинейной интерпретации иконографии работы — тема Иисуса Христа на кресте, сопровождаемого Богом Отцом, Марией и Иоанном, была относительно распространенным мотивом в кваттроченто (XV век) и раннем чиннокенто (XVI век). Смысл Святой Троицы, подчеркнутый мрачным подписью к скелету, заключается в том, что только через молитву (молящиеся благодетели), заступничество святых фигур (Дева Мария, Иоанн Богослов) и твердую веру во Христа мы можем превзойти наше земное существование и обрести вечную жизнь.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?