Hours of Jeanne d’Evreux, Jean Pucelle:
Analysis читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Часы Жанны д’Эврё, Жана Пусселя: Анализ Описание
Название: Часы Жанны д’Эврё Дата: 1324-28 Художник: Жан Пуссель (1290-1334) Техника исполнения: Гризайль и темпера на пергаменте Жанр: Религиозное искусство Направление: Готика Местонахождение: The Cloisters, Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для комментариев к произведениям средневекового искусства, созданным художниками, такими как Жан Пуссель, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Часы Жанны д’Эврё – это богато иллюстрированный час молитвы (личный сборник молитв, содержащий богословские тексты и молитвы для использования в определенное время суток - отсюда и название), созданный для французской королевы Жанны д’Эврё художником-миниатюристом Жаном Пусселем, одним из ведущих миниатюристов того времени. Это шедевр ранней французской живописи, содержащий 25 полноформатных картин с изображением сцен из детства и Страстей Христовых, а также жизни Святого Людовика. Созданный в эпоху проторенессансной живописи, Часы Жанны д’Эврё считаются величайшим произведением Пусселя и одним из величайших готических иллюминированных рукописей 14 века, превосходящим даже другое сокровище Пусселя, Бревиарий Белльвилля (1323-6, Национальная библиотека Франции, Париж). После смерти королевы в 1371 году молитвенник был передан королю Карлу V, который завещал его своему брату Жану, герцогу Беррийскому, чья коллекция также включала восхитительный «Богатые часы герцога Беррийского» (1413, Музей Конде, Шантийи), иллюстрированные братьями Лимбургом (все умерли в 1416 году).
Молитвенник очень мал – менее 7,5 см в длину и 5 см в ширину, что предъявляет повышенные требования к мастерству рисунка художника-иллюстратора. Пергамент чрезвычайно тонкий и почти прозрачный, а текст написан очень мелким почерком. Фигуративная живопись выполнена темперой и гризайлью (оттенками серого), что придает изображениям удивительно скульптурный характер, а изображения обогащены акцентами красного и синего цветов, а также оттенками желтого, оранжевого, розового, лилового и бирюзового. В иллюстрации присутствуют архитектурные элементы готического стиля, встречающиеся в готических соборах. Например, на листах с изображением Иисуса, несущего крест и Благовещения пастухам, фигурирующие персонажи помещены в пространство, которое служит рамой, но напоминает готический собор – по крайней мере, содержит элементы готической архитектуры, включая горгульи и крестообразные перемычки. В то же время, ряд мотивов, используемых Пусселем в изображении цикла Страстей, происходит из тимпана центрального портала Страсбургского собора. Тем временем, на полях молитвенника находятся почти 700 дроллерий и других картинок с изображением священников, нищих, танцоров и музыкантов, населявших улицы средневекового Парижа, а также кроликов, собак, обезьян и разнообразных гибридных и фантастических существ.
На основании анализа образов в Бревиарии Белльвилля (1323-6), Часах Жанны д’Эврё (1324-8) и Биллинг Библии (1327) становится ясно, что Жан Пуссель обладал хорошими знаниями в области проторенессансного искусства Италии. Это наводит на мысль о том, что он мог быть итальянцем или посетил Италию в период 1310-х или начала 1320-х годов. В любом случае его искусство демонстрирует связи с произведениями сиенской школы живописи – такими как Маэста (1308-11) Дуччо ди Буонинсьегна (ок. 1255-1319) и Благовещение с Святой Маргаритой и Святой Ансаной (1333) Симоне Мартини (1284-1344) – а также Фресками Скрованьи флорентийца Джото ди Бондоне (1267-1337). Действительно, Пуссель представляется единственным источником итальянского искусства во французской миниатюре 14 века – одной из причин того, что (после его смерти) иллюминированные рукописи во Франции стали доминировать в стиле международной готики, а не идеях флорентийского Возрождения.
Другие средневековые иллюминированные тексты
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?