Известные картины, с пояснениями читать ~30 мин.
Объяснение, толкование и значение масляной, фресковой и акварельной живописи старых мастеров.Это цикл образовательных статей, посвящённых анализу и интерпретации значимых фресок, масел и акварелей, в который регулярно добавляются новые очерки. Добавьте эту страницу в закладки, чтобы узнать больше о прекрасных портретах, исторических картинах, пейзажах и жанровых полотнах ведущих мастеров эпохи барокко, рококо и неоклассицизма.
Анализ картин, созданных в XIX или XX веках, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Как анализировать картину
Для того чтобы научиться анализировать и интерпретировать картину, полезно ознакомиться с оценками, написанными другими людьми. Именно поэтому мы составили список, в котором представлены интерпретации известных картин. Мы не хотим навязывать вам свои субъективные взгляды – мы ожидаем, что вы сами сформируете своё мнение обо всех картинах, представленных ниже, – но наши анализы могут дать вам пищу для размышлений и помочь в начале пути.
Оценка искусства не похожа на решение математических уравнений, поскольку редко существует «правильное» мнение о том,
❶ чего пытался добиться конкретный художник,
❷ удалось ли ему это, или
❸ насколько совершенна его картина. Более того, важен не вывод о картине, а ваши рассуждения: другими словами, ПОЧЕМУ она вам нравится, или не нравится, или вы относитесь к ней равнодушно.
Как интерпретировать картину – несколько простых советов
Анализируя картину, не забывайте, что это всего лишь краски, расположенные определённым образом. Ни больше, ни меньше. Поэтому откройте глаза и внимательно присмотритесь к таким вещам, как:
❶ как художник использует линии для рисования фигур;
❷ какие цвета (красные, жёлтые и т.д.) использованы;
❸ какие оттенки или тона конкретных цветов использованы (светло-голубой, средне-голубой, темно-синий и т.д.);
❹ какую фактуру поверхности создал художник – очень гладкую, например, с небольшим количеством видимых мазков, или с наплывами густой краски и явными следами работы кистью?
❺ Как художник привлекает ваше внимание – например, есть ли особенности, которые привлекают внимание и ведут его по композиции?
❻ Пытается ли художник изобразить что-то реальное, например, человека или сцену? Если да, то пытается ли он просто воспроизвести реальность, или он пытается что-то сказать о ней?
❼ Включены ли некоторые предметы в картину по символическим причинам? В старину, например, если художник включал в портрет замужней женщины собаку, это означало, что женщина верна своему мужу. Многие картины содержат подобные символы;
❽ если картина полностью абстрактна, внимательно посмотрите на типы фигур, которые она содержит, и спросите себя, не напоминают ли они вам о чем-либо.
Каков замысел художника?
Теперь, используя информацию, полученную при анализе картины по этим 8 пунктам, спросите себя, каков был замысел художника в каждом конкретном случае. Например, если вы заметили (пункт 3), что художник использовал много ярко-красной краски, спросите себя: почему? Чего хотел добиться художник? Или, если вы заметили, что ваше внимание приковано к какому-то объекту на картине, спросите себя, почему художник хотел привлечь ваше внимание именно к этому месту. Если вы сможете сформулировать своё мнение о замысле художника в связи с вышеперечисленными моментами, то наверняка сможете достаточно хорошо оценить саму картину.
Анализ знаменитых картин
Неизвестные художники (c.800)
Страница с монограммой Христа (Chi/Rho) в Келлской книге (800)
Библиотека Тринити-колледжа в Дублине
Изысканный пример сложного декора в кельтском стиле.
Уилтонский диптих (1395-99)
Национальная галерея, Лондон
Создан для английского короля Ричарда II и назван в честь Уилтон-Хауса, старинного дома графов Пемброк.
Анджелико, Фра (1400-1455)
Благовещение (ок. 1450)
Фреска, музей Сан-Марко, Флоренция
Эта настенная фреска, выполненная по заказу семьи Медичи, была частью декоративной схемы, написанной Фра Анджелико для доминиканского монастыря во Флоренции – одного из самых важных комплексов фресок флорентийского Возрождения.
Антонелло да Мессина (1430-1479)
Христос в терновом венке (Ecce Homo) (1470)
Metropolitan Museum of Art, New York
Некоторые искусствоведы считают этот портрет квинтэссенцией гуманистической работы итальянского Возрождения, в которой человек – это Бог – это человек.
Беллини, Джованни (1430-1516)
Экстаз святого Франциска (1480)
Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Сложная сцена Беллини из жизни святого Франциска, изображающая получение им стигматов.
Портрет дожа Леонардо Лоредана (1502)
Национальная галерея, Лондон
Мощный портрет руководителя и главного судьи Венеции, выполненный Беллини.
Алтарный образ Сан-Заккария (1505)
Церковь Сан-Заккария, Венеция
Изысканная Мадонна с младенцем и святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом работы Джованни Беллини.
Босх, Иероним (1450-1516)
Сад земных наслаждений (1500-05)
Масло на дереве, Музей Прадо, Мадрид
Этот триптих на тему набожности является одним из самых загадочных и провидческих произведений искусства нидерландского Возрождения XVI века.
Триптих «Стог сена» (1516)
Масло на панели, музей Прадо, Мадрид
Ещё один религиозный шедевр, посвящённый последствиям греха.
Боттичелли, Сандро (1445-1510)
Весна, La Primavera (1482-3)
Темперная живопись на панели из тополя, Уффици, Флоренция
Заказанная семьёй Медичи, эта сложная аллегорическая работа сочетает линейную элегантность готического искусства и гуманистическую повествовательность итальянского Возрождения. Один из лучших образцов мифологической живописи итальянского Возрождения.
Рождение Венеры (1484-6)
Темпера на холсте, Уффици, Флоренция
По заказу мецената-гуманиста Лоренцо Медичи эта картина стала первой светской обнажённой натурой со времён классической античности. Она принадлежит к серии мифологических картин, написанных Боттичелли после его возвращения из Сикстинской капеллы в Риме.
Бредерлам, Мельхиор (1350-1411)
Дижонский алтарь (1394-99)
Музей изящных искусств, Дижон
Сочетает в себе декоративность и символизм интернациональной готики с натурализмом итальянской живописи XIV века до Ренессанса.
Бронзино, Аньоло (1503-1572)
Аллегория с Венерой и Купидоном (1540-50)
Национальная галерея, Лондон
Экспрессивная, эрудированная и сложная маньеристическая картина, заказанная Козимо де Медичи для двора Франциска I в Фонтенбло
Брейгель Старший, Питер (ок. 1525-1569)
Нидерландские притчи (1559)
Масло на дубовой панели, Гемальдегалерия, ГМПК, Берлин
Выполненная в стиле великого нидерландского предшественника Брейгеля Иеронима Босха, она иллюстрирует всеобщую глупость человека и высшую значимость Творца и Спасителя.
Безумная Мег (Dulle Griet) (1562)
Масло на дереве, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
Одно из трёх панно, написанных Питером Брейгелем Старшим в манере Иеронима Босха, представляет собой мощное, апокалиптическое произведение религиозного искусства, олицетворяемое выходками гротескной Гриет.
Вавилонская башня (1563)
Масло на панели, Kunsthistorisches Museum, Vienna
По заказу антверпенского коллекционера Никласа Йонгелинка это вторая из трёх версий одного и того же сюжета. Потрясающее живописное выражение идеи о том, что без божественного спасения мирские труды человека бессмысленны и тщетны.
Охотники на снегу (1565)
Масло на дубовой панели, Kunsthistorisches Museum, Vienna
Одна из самых известных пейзажных картин в истории живописи, она содержит – как и все работы Брейгеля – значительный рассказ о сельском поведении нидерландцев XVI века.
Резня невинных (ок. 1565-7)
Масло/панель, Венский исторический музей
Существует две версии этого леденящего душу произведения библейского искусства: одна находится в Венском историческом музее, другая – в королевской коллекции дворца Хэмптон-Корт.
Свадебный пир крестьян (1568)
Масло на дубовой панели, Венский исторический музей
Эта известная фламандская иллюстрация крестьянской жизни является образцом позднеитальянского стиля фигурной живописи Брейгеля. Она содержит множество символических отсылок и несомненный моральный подтекст.
Притча о слепых (1568)
Масло на дубовой панели, Museo Nazionale di Capodimonte
Один из самых известных примеров диагонального пространственного расположения, эта картина представляет собой типичную для Брейгеля смесь жанровой живописи, религиозной проповеди и пейзажной живописи.
Кампен, Роберт (ок. 1378-1444)
Триптих «Погребение» (1410)
Масло и золото, Институт Курто
Самая ранняя из сохранившихся работ Роберта Кампена, мастера из Флемаля, Она иллюстрирует предпочтение фламандских живописцев к наблюдению – для создания нового реализма, чтобы лучше объяснить религию, – вместо готической опоры на формальные атрибуты.
Алтарный образ Мероде (триптих «Благовещение») (ок. 1425 г.)
Масло/панель, Клойстеры, Музей Метрополитен в Нью-Йорке
Называемая также «Триптих Благовещения», эта фламандская картина маслом начала XV века была заказана богатым фламандским купцом Яном Энгельбрехтом в качестве домашнего алтарного образа.
Караваджо (1571-1610)
Призвание святого Матфея (1599-1600)
Капелла Контарелли, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
Это произведение, написанное как жанровая картина, запечатлело долю секунды после того, как призыв Христа повис в воздухе, но Левий ещё не успел ответить. Ещё через секунду он встанет, станет апостолом Матфеем и выйдет за Христом из комнаты.
Мученичество святого Матфея (1599-1600)
Капелла Контарелли, Сан Луиджи деи Франчези, Рим
Здесь Караваджо изобразил сцену, предшествующую мученической смерти святого Матфея. Работа висит рядом с двумя родственными картинами Караваджо: «Призвание святого Матфея» и «Вдохновение святого Матфея».
Распятие святого Петра (1601)
Капелла Черази, Санта Мария дель Пополо, Рим
Самое шокирующее в этой картине – это банальные усилия тех, кому поручено казнить Петра. За всеми этими толчками и подъёмами почти теряется из виду, что казнят человека.
Обращение по дороге в Дамаск (1601)
Капелла Черази, Санта Мария дель Пополо, Рим
Одна из двух картин, заказанных монсеньором Тиберио Черази (1544-1601), казначеем папы Климента VIII, для своей семейной капеллы.
Ужин в Эммаусе (1601-2)
Национальная галерея, Лондон
Один из лучших образцов реалистической религиозной живописи Караваджо, отмеченный также эффектами ракурса, кьяроскуро и trompe l’oeil на краю плоскости картины.
Смерть Богоматери (Morte della vergine) (1601-6)
Лувр, Париж
Караваджо избегает открытых эмоций, характерных для маньеристской живописи, предпочитая подчеркнуть скорбь скорбящих, скрыв их лица, с тщательным использованием драматического тенебризма, чтобы выделить плачущих скорбящих, и осветить тело Марии небесным светом.
Погребение Христа (Deposizione) (1601-3)
Пинакотека Ватикана, Рим
Шедевр нежной верности, когда Никодим, Иоанн Евангелист, Мария Магдалина, Дева Мария и её сестра Мария Клопасская опускают Иисуса в гробницу.
Amor Vincit Omnia («Победоносный Купидон») (1602)
Gemaldegalerie SMPK, Berlin
В этой работе поражает радость юной модели, позирующей для картины. Таким образом, картина является скорее портретом мальчика (Чекко), чем изображением классического Купидона.
Карраччи, Аннибале (1560-1609)
Фрески галереи Фарнезе «Любовь богов» (1597-1608)
Палаццо Фарнезе, Рим
Сильно повлиявший классический стиль монументальной фресковой живописи.
Christus, Petrus (1410-1475)
Портрет молодой девушки (1470)
Gemaldegalerie, Staatliche Museen, Berlin
Новаторский портретный шедевр величайшего последователя Яна ван Эйка.
Корреджо (1494-1534)
Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30)
Потрясающий пример квадровой живописи на нижней стороне купола.
Юпитер и Ио (1533)
Kunsthistorisches Museum, Vienna
Один из величайших мифологических шедевров Высокого Возрождения.
Кортона, Пьетро да (1596-1669)
Аллегория божественного провидения и власти Барберини (1633-39)
Палаццо Барберини, Рим
Впечатляющая фреска-квадратура, посвящённая жизни папы Урбана VII.
Давид, Жак-Луи (1748-1825)
Клятва Горациев (1785)
Масло на холсте, Музей Лувр, Париж
Шедевр неоклассической мифологической живописи.
Смерть Марата (1793)
Масло на холсте, Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Совершенно пропагандистская картина, в которой из безжалостного революционера сделан светский мученик.
Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319)
Строгановская Мадонна с младенцем (1300)
Темпера/золото на дереве, Метрополитен-музей Нью-Йорка
Этот ранний религиозный шедевр сиенской школы живописи, известный также как Стоклетская Мадонна, является важной вехой в переходе от средневековой живописи к ренессансной.
Алтарный образ Маэсты (1308-1311)
Темпера/золото/дерево, Музей Сиенского собора
Образец готической манеры сиенской школы живописи, эта Мадонна с младенцем и ангелами и святыми была создана для главного алтаря Сиенского собора.
Дюрер, Альбрехт (1471-1528)
Автопортрет с меховым воротником (1500)
Альте Пинакотека, Мюнхен
Этот автопортрет – способ Дюрера сказать, что он хотел бы считаться художником эпохи Возрождения, а не ремесленником из Северной Европы.
Молодой заяц (1502)
Альбертина, Вена
Один из первых натурных этюдов, представляющих собой самостоятельную картину
Большой кусок дёрна (1503)
Альбертина, Вена
Пример уникального синтеза Дюрером детализации Северного Возрождения и гуманизма и disegno итальянского Возрождения.
Эль Греко (1541-1614)
Погребение графа Оргаса (1586-88)
Церковь Санто-Томе, Толедо, Испания
Самая большая и знаменитая картина художника, посвящённая легендарным похоронам дона Гонсало де Руиса, которые посетили святой Стефан и святой Августин.
Вид Толедо (1595-1600)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Эта атмосферная картина любимого Эль Греко города Толедо – один из первых в мире «чистых» пейзажей.
Обнажение Христа (El Espolio) (1577)
Собор Толедо
Высоко драматичное изображение сцены, в которой Христа раздевают перед распятием. Доминирует центральная фигура Иисуса в богатой алой мантии.
Христос, изгоняющий торговцев из храма (1600)
Национальная галерея, Лондон
Одна из пяти версий библейского сюжета об очищении храма, который встречается во всех Евангелиях.
Портрет Феликса Гортензио Паравичино (ок. 1605)
Музей изящных искусств, Бостон
Изысканный монохромный портрет влиятельного королевского теолога, поэта и монаха-тринитария.
Портрет кардинала (1600)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Психоаналитический портрет кардинала Дона Фернандо Нино де Гуэвера, Великого инквизитора испанской инквизиции.
Эйк, Ян Ван (1390-1441)
Гентский алтарь (1425-32)
Масло на дереве, собор Святого Баво, Гент
Одна из величайших религиозных картин того времени, Этот массивный полиптих работы Хуберта и Яна ван Эйков – один из краеугольных камней фламандской школы живописи, получивший признание за яркие краски, потрясающий реализм и широкую тематику.
Человек в красном тюрбане (1433)
Масло на дереве, Национальная галерея, Лондон
Одна из нескольких всемирно известных картин маслом лидера фламандской школы, являющаяся примером нового реализма, который исходил из Фландрии в XV веке и повлиял на широкий круг художников итальянского Возрождения.
Портрет Арнольфини (1434)
Масло на дереве, Национальная галерея, Лондон
Эта работа, написанная в Брюгге и наполненная сложным символизмом, является одним из самых известных панно фламандской школы живописи XV века.
Фуке, Жан (1420-1481)
Портрет Карла VII Французского (1445-50)
Музей Лувр, Париж
Считается одной из величайших портретных картин французской школы.
Меленский диптих (1450-55)
Масло/панель, Музей Конинклик; Старая галерея, Берлин
Этот диптих, посвящённый набожности, заказанный Этьеном Шевалье, казначеем короля Карла VII, легко принять за произведение современного искусства, а не за образец интернациональной готики.
Фрагонар, Жан-Онор (1732-1806)
Качели (Фрагонар) (1767)
Коллекция Уоллеса, Лондон
Шедевр эротического искусства французского рококо в традициях Жана Ватто и Франсуа Буше.
Фюзели, Генрих (1741-1825)
Кошмар (1781)
Детройтский институт искусств
Сильно воображаемая фантазийная/сюрреалистическая картина, ставшая культовым изображением.
Джентилески, Артемизия (1597-1651)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620)
Масло на холсте, Галерея Уффици, Флоренция.
Излюбленный библейский сюжет Артемизии, в качестве которого обычно выступают она сама (в роли Юдифи) и её насильник Агостино Тасси (в роли Олоферна).
Гирландайо, Доменико (1449-1494)
Старик с мальчиком (1490)
Музей Лувр, Париж
Работа Гирландайо иллюстрирует гуманистические достижения искусства и культуры Раннего Возрождения в период кваттроченто.
Джорджоне (1477-1510)
Буря (1508)
Галерея Венецианской академии
Сложная, аллегорическая картина самого загадочного живописца Венеции.
Спящая Венера (Дрезденская Венера) (1508)
Gemaldegalerie Alte Meister, Dresden
Завершена Тицианом, который взял за основу свою Венеру Урбинскую.
Джотто (1267-1337)
Фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303-10 гг.
Капелла дельи Скровегни, Падуя
Краеугольный камень искусства Возрождения, цикл фресок Джотто в капелле Скровегни или Арена знаменует собой важный отход от плоского византийско-готического стиля живописи и прокладывает путь к натурализму кватроченто.
Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) Капелла Скровеньи/Арена
Оплакивание Христа (1305) Капелла Скровеньи/Арена
Гоэс , Хуго Ван Дер (1440-1482)
Алтарь Портинари (1476-9)
Масло на дереве, Галерея Уффици, Флоренция.
Фламандский шедевр, созданный по заказу Томмазо Портинари, управляющего брюггским отделением банка семьи Медичи. Оказал большое влияние на искусство флорентийского Возрождения.
Грюневальд, Маттиас (ок. 1475-1528)
Изенгеймский алтарь (ок. 1515)
Масло на деревянной панели, Музей Унтерлинден, Кольмар.
Величайший в истории искусства экспрессионистский алтарный образ; сочетает в себе готику, образы в духе Босха и новейшие техники живописи немецкого Возрождения. Искусствоведы так до конца и не поняли его.
Халс, Франс (1582-1666)
Смеющийся кавалер (1624)
Масло на холсте, коллекция Уоллеса, Лондон.
Образец живого и спонтанного портретного стиля Хальса, хотя по иронии судьбы натурщик не является кавалером и не смеется.
Гольбейн, Ганс (1497-1543)
Портрет Эразма Роттердамского (1523)
Национальная галерея, Лондон
Первый крупный портрет Гольбейна, который сделал его художником международного уровня.
Портрет сэра Томаса Мора (1527)
Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Томас Мор, близкий знакомый Эразма, был главным покровителем Гольбейна во время первого визита последнего в Англию.
Портрет дамы с белкой и скворцом (1527-28)
Национальная галерея, Лондон
Недавно идентифицирована как Анна Ловелл, жена сэра Фрэнсиса Ловелла, сопровождавшего Генриха VIII.
Портрет купца Георга Гизе (1532)
Gemaldegalerie, SMPK, Berlin
Один из серии портретов купцов Ганзейского союза, работавших в Лондоне.
Портрет Томаса Кромвеля (1532-4)
Национальная портретная галерея, Лондон
Кромвель был главным спонсором Гольбейна во время его второго визита в Англию, и после падения Кромвеля в 1540 году его карьера так и не была полностью восстановлена.
Послы (1533)
Национальная галерея, Лондон
Двойной портрет Жана де Динтевиля, французского посла, и Жоржа де Сельве, епископа Лавора.
Портрет Генриха VIII (1536)
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Сохранившийся портрет Гольбейна, а также детали других картин, включая фреску дворца Уайтхолл.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Мадонна в скалах (Мадонна со скал) (1483-5)
Масло на панели, Лувр, Париж
Эта редкая картина Леонардо была установлена в капелле Непорочного Зачатия в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Однако вскоре она была продана французскому королю Людовику XII, после чего был выполнен второй вариант. Сейчас она хранится в Национальной галерее в Лондоне.
Дама с горностаем (1490)
Масло на панели, Чарторыйский музей, Краков
Один из немногих портретов, выполненных флорентийским гением Леонардо да Винчи, эта картина была заказана Людовико Сфорца, герцогом Милана, основным работодателем Леонардо в период с 1482 по 1499 годы.
Тайная вечеря (1495-98)
темпера/масло, Санта Мария делле Грацие, Милан
Известна на итальянском языке как Il Cenacolo или L’Ultima Cena, в этой сложной интерпретации библейского сюжета присутствует математический и повествовательный символизм, а также великолепное использование цвета и перспективы.
Мона Лиза (Ла Джоконда) (1503-06)
Масло на дереве, Лувр, Париж
«Ла Джоконда», стоимость которой оценивается в 1 млрд. долларов, является, пожалуй, самой великой картиной итальянского Возрождения. Она является образцом великолепной техники масляной живописи Леонардо, включая приём сфумато.
Братья Лимбурги (Поль, Герман, Жан) (фл. 1390-1416)
Великолепный часослов герцога Беррийского (1413)
Гуашь на пергаменте, Musee Conde, Chantilly
Один из самых великолепных образцов средневековой миниатюры, эта иллюминированная рукопись является шедевром музея Конде в Шантийи.
Лоренцетти, Амброджио (ок. 1285-1348)
Аллегория хорошего и плохого правления (1338-9)
Палаццо Пубблико, Сиена
Эта серия из шести фресок для ратуши Сиены является шедевром Амброджио.
Мантенья, Андреа (1431-1506)
Плач над мёртвым Христом (ок. 1470-80)
Темпера на панели, Пинакотека ди Брера, Милан
Одна из величайших картин Раннего Возрождения, созданных за пределами Флоренции, известна как, вероятно, самый известный пример иллюзионистической техники форсайта в кватроченто.
Фрески Камеры дельи Спози (1465-74)
Фреска, Камера Пикта, Герцогский дворец, Мантуя
Один из самых известных образцов иллюзионистической живописи Раннего Возрождения, потолочные и настенные фрески в этой заурядной приёмной герцогского дворца в Мантуе характеризуются визуальными эффектами trompe l’oeil с такими живописными приёмами, как квадратура.
Мартини, Симоне (1284-1344)
Триптих «Благовещение» со святой Маргаритой и святым Ансаном (1333)
Галерея Уффици, Флоренция
Самая большая работа Мартини, этот изысканный готический алтарный образ был создан для боковой капеллы в Сиенском соборе.
Мазаччо (1401-28)
Фрески капеллы Бранкаччи (1424-8)
Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Известная как «Сикстинская капелла Раннего Возрождения», капелла Бранкаччи была расписана фресками Мазолино да Паникале и его молодого помощника Мазаччо и стала воплощением искусства Раннего Возрождения во Флоренции.
Изгнание из райского сада (1425)
Фреска, капелла Бранкаччи
Известная на итальянском языке как «Каччата деи прародителей из Эдема», эта картина является, пожалуй, самой известной из всех фресок капеллы Бранкаччи.
Деньги на дань (1426)
Фреска, капелла Бранкаччи
Ещё одна фреска из цикла фресок капеллы Бранкаччи, отличающаяся научной линейной перспективой, гуманистической эстетикой и трёхмерностью фигур.
Святая Троица (1428)
Фреска, Санта Мария Новелла, Флоренция
Знаковое произведение живописи раннего Возрождения, отмеченное выдающимся применением одноточечной линейной перспективы.
Мемлинг, Ганс (ок. 1433-94)
Триптих «Страшный суд» (ок. 1471)
Масло на панели, Музей Народове, Гданьск.
Написанный за несколько лет до Триптиха Донна (1475-80 гг., Национальная галерея, Лондон), это самая важная религиозная картина Мемлинга, связывающая готическое искусство с флорентийским Возрождением.
Триптих «Донн» (1477-80)
Масло на панели, Национальная галерея, Лондон.
Небольшой алтарный образ с гризайлью, выполненный в Брюгге по заказу валлийского дворянина сэра Джона Донна из Кидвелли.
Микеланджело (1475-1564)
Фреска «Бытие» (Генезис) (1508-12)
Потолок Сикстинской капеллы, Рим
Пожалуй, величайший образец фигуративной живописи в истории искусства, эта впечатляющая фреска занимает около 1000 кв. м потолка, иллюстрируя события из библейской книги Бытия.
Сотворение Адама (1511-12)
Фреска, Сикстинская капелла, Рим
Знаковое произведение христианского искусства, это самая известная из потолочных фресок Микеланджело из цикла Бытия в Сикстинской капелле, выполненная по заказу папы Юлия II.
Фреска «Страшный суд» (1536-41)
Алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим
Эта фреска, написанная через 25 лет после завершения фрески «Бытие», была заказана папой Климентом VII (1523-1534). Вместе с «Бытием» она считается величайшим шедевром религиозного искусства.
Пармиджанино (1503-1540)
Мадонна с длинной шеей (1535)
Галерея Уффици, Флоренция
Мадонна с младенцем с аллегорическим посланием.
Перуджино, Пьетро (1450-1523)
Христос, вручающий ключи святому Петру (1482)
Сикстинская капелла, Ватикан, Рим
Одно из величайших произведений библейского искусства итальянского Возрождения, укрепляющее догму о папской власти и демонстрирующее концепцию линейной перспективы.
Пьеро Делла Франческа (1415-1492)
Бичевание Христа (1450-60)
Темпера/масло на панели, Галерея Национале делле Марке, Урбино
Этот шедевр раннего Возрождения, признанный искусствоведом Кеннетом Кларком одним из десяти лучших полотен всех времён, знаменит применением линейной перспективы.
Пуссен, Николя (1594-1665)
Похищение сабинянок (1634-5)
Metropolitan Museum of Art, New York
Самая известная мифологическая картина Пуссена, посвящённая классической античности.
Et in Arcadia Ego (1637)
Музей Лувр, Париж
Аллегорическое memento mori, выполненное в характерном для Пуссена классическом стиле.
Поццо, Андреа (1642-1709)
Апофеоз святого Игнатия (1688-94)
Иезуитская церковь Сант-Игнацио, Рим
Пожалуй, величайшее произведение фресковой живописи с тромпелем в истории.
Пюсель, Жан (1290-1334)
Бельвильский бревиарий (1323-26)
Национальная библиотека, Париж
Самый знаменитый иллюминированный бревиарий, известный французской живописи XIV века.
Часы Жанны д’Эврё (1324-28)
Клойстеры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Личный молитвенник, созданный для французской королевы Жанны д’Эврё.
Квартон, Энгерран (1410-1466)
Авиньонская Пьета (1454-6)
Лувр, Париж
Одна из лучших религиозных картин XV века. Шедевр провансальской школы.
Рафаэль (1483-1520)
Афинская школа (Scuola di Atene) (1509-11)
Фреска, Stanza della Segnatura, Ватикан
Самая известная фреска в Залах Рафаэля в Ватикане, выполненная по заказу папы Юлия II (1503-13), представляет собой живописный синтез греческого гуманизма и ренессансного христианства.
Сикстинская Мадонна (1513-14)
Масло/холст, Gemaldegalerie Alte Meister, Dresden
Одна из последних картин, завершённых самим Рафаэлем, и, пожалуй, самая красивая его Мадонна, была установлена на главном алтаре церкви бенедиктинского аббатства Сан-Систо в Пьяченце.
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-15)
Масло/холст, Музей Лувра, Париж
Этот портрет эпохи Высокого Возрождения изображает выдающегося литератора и мыслителя, работавшего при дворе Урбино в начале XVI века. Считается, что это совместная работа Рафаэля и других помощников, таких как Джулио Романо.
Папа Лев X с кардиналами (1518)
Масло на панели, Галерея Палатина, дворец Питти, Флоренция
Как и портрет папы Юлия II, этот шедевр представляет собой сложное произведение политического портрета, оказавшее влияние на многих художников эпохи Возрождения.
Преображение (1518-20)
Масло на панели, Апостольская пинакотека, Ватикан
Этот шедевр библейского искусства Высокого Возрождения стал важным предшественником маньеризма.
Рембрандт (1606-1669)
Урок анатомии доктора Николаеса Тульпа (1632)
Масло/холст, Маурицхейс, Гаага
Один из самых известных групповых портретов голландского барокко, это первое большое полотно Рембрандта и картина, которая помогла утвердить его репутацию после его переезда в Амстердам в 1631-2 годах.
Ночной дозор (1642)
Масло/холст, Рейксмузеум, Амстердам
Самый известный групповой портрет эпохи барокко, он наиболее известен своей революционной композицией, превратившей обыденный предмет в динамичное произведение искусства.
Аристотель, созерцающий бюст Гомера (1653)
Масло/холст, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Этот мифологический портрет был выполнен для дона Антонио Руффо из Мессины (1610-1678), одного из крупнейших коллекционеров искусства Сицилии. В 1961 году он был приобретён нью-йоркским музеем Метрополитен за 2,3 млн. долл. В настоящее время её оценочная стоимость превышает 100 млн. долл.
Вирсавия, держащая письмо царя Давида (1654)
Масло/холст, Лувр, Париж
Эта библейская работа, входящая в число величайших портретов Рембрандта, стала для него поводом написать ещё одну из его изысканно выразительных женских обнажённых натур.
Портрет Яна Сикса (1654)
Масло/холст, частное собрание, Амстердам
Возможно, это самый большой индивидуальный портрет Рембрандта, на котором изображён его друг, бизнесмен, судья и писатель Ян Сикс (1618-1700).
Заговор Клавдия Цивилиса (1661)
Масло/холст, Национальный музей, Стокгольм
Одно из самых сильных произведений голландской живописи XVII века, Она была установлена в новой ратуше Амстердама, пока не возник спор, после чего Рембрандт оставил картину себе, уменьшив её в размерах, чтобы легче было продать.
Синдикат гильдии суконщиков (The Staalmeesters) (1662)
Масло на холсте Рейксмузеум, Амстердам
Гораздо менее известная, чем «Ночной дозор», эта картина – ещё один сказочный групповой портрет Рембрандта, выполненный в последнее десятилетие его жизни. Заказ был получен Рембрандтом после его банкротства, что свидетельствует о высоком уважении, которым он по-прежнему пользовался.
Самоубийство Лукреции (ок. 1666 г.)
Масло/холст, Институт искусств Миннеаполиса
Эта драматическая, но пронзительная работа, демонстрирующая мастерство Рембрандта в создании кьяроскуро, также свидетельствует о его гении вводить эмоциональное содержание в портрет.
Еврейская невеста (ок. 1665-8)
Масло/холст, Рейксмузеум, Амстердам
Один из последних двойных портретов Рембрандта, эта библейская работа – одно из немногих реальных выражений любви, созданных художником барокко в Голландии XVII века.
Возвращение блудного сына (1666-69)
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Одна из последних картин Рембрандта, она представляет собой его лучшую интерпретацию библейской сцены – в данном случае знаменитой притчи о потерянном сыне из Евангелия от Луки.
Рубенс (1577-1640)
Самсон и Далила (1609-10)
Национальная галерея, Лондон
Шедевр библейского искусства, он демонстрирует все влияние итальянского Возрождения и позднего итальянского барокко на искусство Рубенса.
Сошествие со креста (Рубенс) (1612-14)
Собор Богоматери, Антверпен
Самая известная из рубенсовских версий этой новозаветной композиции.
Похищение дочерей Левкиппа (1618)
Альте Пинакотека, Мюнхен
Сложная мифологическая картина, смысл которой остаётся спорным до сих пор.
Суд Париса (1632-5)
Национальная галерея, Лондон
Пожалуй, лучшая из нескольких иллюстраций Рубенса к этому греческому мифу.
Рублёв, Андрей (1360-1430)
Икона «Святая Троица» (1411-25)
Третьяковская галерея, Москва
Самая известная из всех русских икон, написанная первоначально для Троице-Сергиева монастыря, она представляет собой вершину русского средневекового искусства.
Тьеполо, Джамбаттиста (1696-1770)
Фрески Вюрцбургской резиденции (1750-53)
Кайзерхаал, Треппенхаус, Вюрцбургский дворец
Величайшие фрески XVIII века, выполненные великим венецианским художником рококо.
Тинторетто (Якопо Робусти) (1518-1594)
Распятие (1565)
Scuola Grande di San Rocco, Венеция
Панорамная сцена Голгофы в стиле маньеризма. Весьма необычная и новаторская версия Христа на кресте.
Тициан (1488-1576)
Венера Урбинская (1538)
Галерея Уффици, Флоренция
Созданная по образцу «Покоящейся Венеры» Джорджоне (1518), она является одной из самых известных женских обнажённых фигур итальянского Возрождения.
Успение Богородицы (1516-18)
Святая Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
Пожалуй, самый драматичный и вдохновляющий алтарный образ в истории искусства.
Папа Павел III с внуками (1546)
Museo Nazionale di Capodimonte, Naples
Очень сложный политический портрет понтифика из семьи Фарнезе, полный символизма.
Вакх и Ариадна (1520-23)
Национальная галерея, Лондон
Венецианская мифологическая картина, заказанная Альфонсо I д’Эсте, герцогом Феррары, для своего герцогского дворца.
Вакханалия андрийцев (1523-5)
Музей Прадо, Мадрид
Мифологическая картина Высокого Возрождения, известная как poesia, по мотивам рассказа римского писателя Филострата.
Уччелло, Паоло (1397-1475)
Битва при Сан-Романо (1438-55)
Темпера на панели, Национальная галерея Лондон; Уффици Флоренция; Лувр Париж
Один из немногих светских триптихов итальянского Возрождения, он был «приобретён» жадным Лоренцо Медичи у его владельца – семьи Бартолини Салимбени. Работа стала важным экспериментом в области линейной перспективы.
Охота в лесу (1470)
Ashmolean Museum, Oxford
Как и родственная ей Битва при Сан Романо (1438-55), эта картина демонстрирует мастерство Уччелло в работе над линейной перспективой.
Веласкес (1599-1660)
Севильский водоторговец (1618-22)
Музей Веллингтона, Апсли Хаус, Лондон
Самая известная жанровая картина Веласкеса, или бодегонт.
Распятие Христа (Христос на кресте) (1632)
Прадо, Мадрид
Уменьшенное, классическое изображение распятия.
Сдача Бреды (Лас Лансас) (1634-5)
Прадо, Мадрид
Сложная историческая картина, изображающая знатность Амброджо Спинолы.
Венера Рокби (1647-51)
Национальная галерея, Лондон
Величайшая обнажённая женщина Веласкеса.
Портрет папы Иннокентия X (1650)
Галерея Дориа-Памфилия, Рим
Самый известный из всех папских портретов; основа для картины Бэкона Кричащие папы.
Менины (Дамы в ожидании) (1656)
Музей Прадо, Мадрид
Величайшая работа Веласкеса, сложный групповой портрет, затрагивающий проблемы правды и иллюзии.
Вермеер, Ян (1632-1675)
Маленькая улочка (Улица в Делфте) (ок. 1657-58)
Масло/холст, Рейксмузеум, Амстердам
Шедевр протестантского голландского реализма, эта картина является одной из немногих работ художника, не содержащих значительных фигуративных элементов.
Солдат и смеющаяся девушка (ок. 1658 г.)
Масло/холст, Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Эта жанровая картина демонстрирует мастерское владение Вермеером светом и пространством, а также его способность создавать ощущение интимности, в которое мы вторгаемся.
Доярка (ок. 1658-1660 гг.
Масло/холст, Рейксмузеум, Амстердам
Один из лучших образцов голландской реалистической жанровой живописи, полный символизма и нравоучительного повествования, он давно стал любим как художниками, так и критиками.
Женщина, держащая весы (1662-3)
Масло/холст, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Одна из величайших жанровых картин в истории искусства, эта откровенно аллегорическая работа сочетает тщательную технику с глубокой интимностью – стиль, не сравнимый ни с одним другим художником Лейденской, Харлемской, Утрехтской, Дордрехтской или Делфтской школ.
Молодая женщина с кувшином (ок. 1662 г.)
Масло/холст, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Одна из пяти картин Вермеера в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, и первая из его серии «жемчужных картин», она является примером работы Вермеера со светом, а также жемчужных тонов его синей и жёлтой цветовой палитры.
Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1663)
Масло/холст, Gemaldegalerie, SMPK, Берлин
Ещё одна из «жемчужных картин» Вермеера, демонстрирующая характерную для Вермеера живописную технику, включая мягкие края кисти и жёлто-сине-серую цветовую палитру.
Девушка с жемчужной серёжкой (Голова девушки с тюрбаном) (1665)
Масло/холст, Маурицхёйс, Гаага
Известная как «Мона Лиза Севера», эта работа показывает, что Вермеер был не только мастером портрета, но и мастером жанровой живописи.
Девушка в красной шляпе (ок. 1666-1667)
Масло/панель, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Портрет или жанровая картина? Какая разница! Этот изысканный шедевр – одна из самых маленьких картин Вермеера, а также одна из немногих его работ на панели.
Искусство живописи: Аллегория (ок. 1666-73)
Масло/холст, Музей истории искусств, Вена
Эта работа, называемая также «Художник в своей мастерской» и «Аллегория живописи», является самой большой из всех картин Вермеера и может содержать его автопортрет в действии.
Кружевница (ок. 1669-1670)
Масло на холсте, Лувр, Париж
Самая маленькая картина Вермеера, она считается одной из величайших жанровых картин, созданных в период голландского реализма.
Веронезе, Паоло (1528-1588)
Свадебный пир в Кане (1563)
Музей Лувр, Париж
Иллюстрация библейского чуда, когда Иисус превратил воду в вино. Местом действия этого религиозного сюжета стала Венеция XVI века.
Пир в доме Левия (1573)
Галерея Венецианской академии
Весьма спорная работа, первоначально представлявшая собой «Тайную вечерю». Веронезе изменил тему на «Христа в доме Левия», чтобы защитить себя от инквизиции.
Ватто, Жан-Антуан (1684-1721)
Паломничество на Китеру (1717)
Масло/холст, Лувр, Париж; Шарлоттенбург, Берлин
Частично жанровая, частично пейзажная картина, эта работа (существует два варианта) ввела совершенно новый тип картины, известный как «Галантное празднество».
Вейден, Роджер Ван дер (ок. 1400-1464)
Снятие с креста (низложение) (ок. 1435-40)
Масло на панели, Прадо, Мадрид
Этот шедевр фламандского религиозного искусства – величайшая работа Ван дер Вейдена и одно из самых влиятельных произведений середины XV века.
Джозеф Райт из Дерби (1734-1797)
Эксперимент над птицей в воздушном насосе (1768)
Национальная галерея, Лондон
Реалистическая жанровая картина, изображающая научный эксперимент. Караваджистское освещение.
Дополнительные ресурсы по живописи
Великие европейские художники
Биографии известных живописцев (ок. 1250-1800 гг.) см: Старые мастера.
Великие современные художники
О карьере современных художников (1700-1900) см: Знаменитые художники.
Величайшие художники
О величайших художниках см: Лучшие художники всех времён.
Лучшие исторические картины
О лучших художниках-повествователях см: Лучшие исторические художники.
Лучшие портреты
О величайших портретистах см: Величайшие портретные картины.
См. также: Лучшие художники-портретисты.
Лучшие пейзажные картины
Самые потрясающие виды см: Лучшие художники-пейзажисты.
См. также: Знаменитые пейзажные картины.
Лучшие жанровые картины
Самые красивые жанровые работы см: Величайшие жанровые картины.
См. также: Лучшие художники жанра.
Лучшие натюрморты
Лучшие натюрморты см: Лучшие художники-натюрморты.
Советы по интерпретации произведений изобразительного искусства см:
Оценка искусства
Как оценивать картины
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
nein
Комментирование недоступно Почему?