Юпитер и Ио, Корреджо:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Юпитер и Ио, Корреджо: Анализ Описание
Название: Юпитер и Ио Дата: 1532-33 Художник: Антонио Аллегри да Корреджо (1494-1534) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Историческая живопись Направление в искусстве: Высокое Возрождение (Парма, Мантуя) Местонахождение: Музей истории искусств, Вена
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа мифологических картин художников эпохи Возрождения, таких как Корреджо, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Одна из величайших мифологических шедевров Высокого Возрождения, Юпитер и Ио (1533) была написана Корреджо для Федерико II Гонзага, герцога Мантуи. Это одна из серии из четырех картин, предназначенных для дворца Палаццо-дель-Те в Мантуе: остальные – Даная (1531, Галерея Боргезе, Рим), Ганимед, похищенный орлом (1532, Музей истории искусств, Вена) и Леда с лебедем (1532, Государственные музеи, Берлин). К моменту получения этого заказа Корреджо уже был одним из лучших художников-старых мастеров в Италии благодаря своему виртуозному мастерству в квадратурной живописи, что ярко демонстрируется в его впечатляющем Внебовзятии Девы Марии (Пармский собор) (1524-30). Однако он был менее известен, чем другие художники Высокого Возрождения – такие как Рафаэль и Микеланджело – поскольку его заказы поступали от провинциальных заказчиков, а не от Папы Римского и эпохи Возрождения в Риме. В любом случае, Юпитер и Ио стала его самой известной картиной-мифологической с обманчивой, эротической природой, оказавшей влияние на многочисленных художников поздней Итальянской эпохи Возрождения, а также на новых мастеров маньеризма, таких как Пармиджанино (1503-40). Элементы его стиля вновь появились в эпоху рококо, у Франсуа Буше (1703-70).
В развитии своего стиля Корреджо изначально находился под влиянием – в своем понимании линейной перспективы и сокращения – Андреа Мантеньи (1431-1506), создателя фресок Камеры Дегли Спози (1465-74) для Лудовико Гонзага (1412-78), герцога Мантуи. Кроме того, он черпал вдохновение из разных городов на севере, особенно Венеции и Милана. Он перенимал элементы стиля как у Леонардо да Винчи (1452-1519), так и у Джорджоне (1477-1510), но мало находил общего с Рафаэлем или Микеланджело. Кроме того, хотя он был знаком с произведениями античной классической культуры, он избегал вычурности классицизма как болонской школы, так и художников в Риме. Даже знаменитый биограф Джорджо Вазари признал, что ни один современник не лучше владел цветом или не умел изображать мягкость кожи и текстуру волос.
Корреджо взял историю Юпитера и Ио из классического труда Овидия Метаморфозы (ок. 10 г. до н.э.), популярного источника, содержащего многочисленные описания любовных похождений богов – идеального материала для удовлетворения развратного аппетита мантуанского аристократа. Юпитер часто превращался в другую форму, чтобы соблазнить женщин, которых он желал. В Юпитере и Ио он окутывает себя темным облаком, чтобы соблазнить нимфу Ио – дочь Инаха, царя Аргоса. Ранее он обращался к Ио в своем обличии и просил ее пойти с ним в лес, но когда она убежала, он превратился в облако и преследовал ее.
На картине изображена Ио, сидящая на стволе дерева в лесу. Олень пьет воду у ее ног, а вокруг нее – вихрь темного облака. Вдруг Юпитер – чье лицо едва видно над головой Ио – бросается к ней, притягивая нимфу в свои объятия. Ио совершенно застигнута врасплох, что проявляется в ее неустойчивом положении. Она хватает Юпитера своей левой рукой, а правая беспомощно машет. Картина запечатлевает ее в процессе соблазнения – ее чистая белая кожа дрожит от эротического прикосновения Юпитера. Сам Юпитер не изображен. Скорее его присутствие намекается в тумане, когда он целует нимфу, крепко удерживая ее правой рукой. Злонамеренные намерения хищника идеально вызваны темной формой его лица и темнотой облака, в котором он таится.
Обратите внимание на мастерство Корреджо в использовании сфумато, которое позволяет ему создавать бесшовную тональность как в теле Ио, так и в облаке, которое вот-вот поглотит ее. Также обратите внимание на контраст между призрачной нематериальностью Юпитера и чувственной субстанцией тела Ио, который предвосхищает женские обнаженные фигуры Рубенса, а также экстаз в Экстазе святой Терезы (1647-52) Бернини.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?