Кружевница, Ян Вермеер:
интерпретация, анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
«Ткачиха кружев», Ян Вермеер: интерпретация, анализ Описание
Художник: Ян Вермеер (1632–75) Техника исполнения: Масляная живопись Тип: Голландская живописная жанровая сцена в стиле реализма Направление: Голландская живопись XVII века Местонахождение: Музей Лувр, Париж.
Для ознакомления с другими шедеврами, посетите: Анализ известных картин.
Художественное образование Чтобы оценить картины голландских художников-реалистов, таких как Вермеер, Питер де Хух и Карел Фабрициус, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картины.
Ткачиха кружев — самая маленькая жанровая картина, созданная голландским художником Яннесом (Яном) Вермеером. Завершенная примерно в 1670 году, в последние годы творчества художника, она имеет размеры около 23 см на 18 см и находится в Музее Лувр, Париж. Несмотря на свои небольшие размеры, считается одной из величайших жанровых картин, созданных во время Золотого века голландского реализма (1600–80). На ней изображена девушка в желтом камзоле с белым воротником, склонившая голову в сосредоточенности, пока она вышивает нити платья. Интимная, относительно неглубокая композиция, чей сюжет расположен на фоне однотонной стены для минимизации отвлекающих факторов, имеет цветовую гамму, предназначенную для привлечения зрителя к полотну. Это взаимодействие еще больше поощряется (с помощью камеры-обскуры) нечетким передним планом работы. Знаменитая техника Вермеера в передаче деталей, а также его изысканное владение светом для усиления объемного контурирования лица и рук девушки, демонстрирует нам еще один урок изобразительного искусства.
Сравнение с другими работами Вермеера
Прежде всего, как и на других его картинах с конкретными сюжетами, таких как Астроном (1668, Коллекция Ротшильдов, Париж) и Географ (1669, Стадельский художественный институт, Франкфурт), Вермеер явно приложил немало усилий, чтобы ознакомиться с темой своей работы — в данном случае с ремеслом кружевного делания.
Хотя гобелен на столе совпадает с тем, что изображено на Астрономе (1668), обработка поверхности краски и интенсивность сосредоточенности женщины ближе к качествам, которые проявляются в Женщина, пишущая письмо, с служанкой (ок. 1672, Коллекция Альфреда Бейта). Параллельные стилистические элементы присутствуют также на другой поздней картине, Играющий на лютне (ок. 1672, Дом Кенвуд, Лондон): а именно, изображение планов фигуры, сложная прическа и тот факт, что свет попадает в картину с правой стороны. Существует всего четыре работы Вермеера, где свет падает с этой стороны; две другие — крошечные портретные панели Девушка в красной шляпе (ок. 1666) и Девушка с флейтой (1666–67) в Национальной галерее искусств, Вашингтон.
Другие элементы
Становится очевидным при сравнении этой картины с другими поздними работами, что небольшой формат и крупный план фигуры лучше всего соответствовали поздней художественной концепции Вермеера. Возможно, это связано с тем, что сам Вермеер работал над своим ремеслом с той же интенсивностью, которую он запечатлел здесь. В связи с этим стоит отметить, что несколько голландских писателей XVII века сравнивали женскую иглу с кистью художника. В любом случае, богато окрашенные нити, вытекающие из подушечки для шитья в форме коробки и выполненные густой, но текучей краской, как будто подтверждают это сравнение.
Одной из самых интересных композиционных техник Вермеера является использование визуальных контрастов для подчеркивания определенной особенности. Например, прическа девушки (тугой пучок и ниспадающая локон) выражает две противоречивые черты ее характера — сдержанную точность и творческую открытость. Другой очевидный контраст — это между плотно натянутыми нитями, которые она держит в руке, и свободно струящимися красными и белыми нитями на переднем плане.
Еще более эффективен структурированный акцент на пальцах девушки — инструментах ее творчества. Указанные ее опущенным взглядом и усиленные широкими мазками естественного света, они образуют активный центр картины.
Как и несколько других сюжетов, написанных Вермеером, выражение лица девушки остается довольно загадочным во время работы. Для других фигур-сфинксов, см.: Девушка с кувшином молока (1658, Рейксмюсеум, Амстердам), Женщина, держащая весы (ок. 1662, Национальная галерея, Вашингтон) и Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1662), Галерея старых мастеров, Берлин).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?