Дама с горностаем, Леонардо да Винчи читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Описание
Живопись: Дама с горностаем (Портрет Цецилии Галлерани) Дата: ок. 1490 Художник: Леонардо да Винчи (1452-1519) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Портретная живопись Направление в искусстве: Высокое Возрождение Местонахождение: Музей Чарторийских, Краков.
Для ознакомления с другими шедеврами, посетите: Анализ известных картин.
Образование в области искусства Чтобы оценить живопись Итальянского Возрождения, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картины.
Этот шедевр искусства эпохи Возрождения, один из немногих портретов эпохи Возрождения, созданных Леонардо да Винчи, был заказан Людовико Сфорца – известного как ил Моро, герцогом Милана, для которого Леонардо работал в период ок. 1482-99. Изображённая на портрете девушка – шестнадцатилетняя Цецилия Галлерани, предположительно фаворитка герцога, которая родила ему ребёнка в тот же год, когда он женился на Беатриче д’Эсте. Она держит животное, изображённое на гербе Людовико ил Моро, и повернулась вправо, её взгляд направлен на что-то вне кадра, с лёгкой улыбкой на губах. Одна из высших достижений живописи эпохи Возрождения, Дама с горностаем является главной достопримечательностью Музея Чарторийских в Кракове. Другие сохранившиеся портреты Леонардо включают: Портрет музыканта (ок. 1485, Пинакотека Амброзиана); Портрет женщины (Ла Бель Феррониер) (1494, Лувр); Изабелла д’Эсте (ок. 1499, Лувр – сохранился только рисунок углём и красным мелком); Мона Лиза (Ла Джоконда) (1503-13, Лувр); Голова женщины (Ла Скапилиата) (ок. 1508, Национальная галерея, Парма); Святой Иоанн Креститель (ок. 1513, Лувр); Вакхана (Святой Иоанн) (1513-15, Лувр). В мастерстве фигурной живописи Леонардо остаётся непревзойденным.
Цецилия Галлерани Эта масляная картина выполнена на панель из грецкого ореха, загрунтованную слоем белой гesso и коричневой подмалёвки. Изначальный голубовато-серый фон был перекрашен в чёрный, предположительно Эженом Делакруа, в середине XIX века. Размером 54 x 40 см (21 x 16 дюймов), она изображает поясную фигуру девушки (Цецилии Галлерани), повёрнутой под углом три четверти вправо, но с лицом, обращённым влево. Она смотрит на что-то или кого-то справа. В её руках она держит небольшое сероватое животное, которое называется горностаем, но также и ластоногом. Одеттая в довольно простой тунику, с собранными и заплетёнными волосами, Цецилия происходила из большой неаристократической семьи, хотя была известна при дворе своими интеллектуальными способностями, поэзией и любовью к музыке.
Композиция
Дама с горностаем иллюстрирует несколько техник живописи Высокого Возрождения. Во-первых, это мастерство Леонардо в использовании кьяроскуро – использование тени для усиления трёхмерного рельефа фигуры. Во-вторых, его использование сфумато для создания тонких и очень постепенных тональных изменений, особенно вокруг глаз и рта – техника, которую он широко использовал в Мона Лизе. В-третьих, рентгеновский и микроскопический анализ картины выявили подготовочный рисунок (начерченный углём) на нижней поверхности, технику, которую Леонардо перенял в мастерской своего учителя, Андреа дель Верроккьо (1435-1488). Кроме того, это показывает, что изначально справа от картины было окно, которое позже было удалено. Лабораторный анализ также обнаружил отпечатки пальцев Леонардо на поверхности краски, доказывая, что он использовал свои пальцы для смешивания красок.
Как и в других картинах Леонардо – см., например, Мадонну в скалах (ок. 1484, Лувр), Дама с горностаем содержит пирамидальную структуру, изображающую сидитцу, поворачивающуюся влево (в то время как горностай поворачивается направо), что отражает глубокий интерес Леонардо к динамическим эффектам движения.
Картина также является прекрасной иллюстрацией анатомической экспертизы Леонардо. Например, её правая рука, выставленная напоказ, написана с большой детализацией: каждый морщинка вокруг костяшек пальцев, каждый ноготь – даже согнувшийся сухожилие указательного пальца – изображены с кропотливой точностью, как и красота родинки на её правой щеке. Почти каждая шерсть вокруг правого уха горностая воспроизведена индивидуально.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?