Lamentation of Christ, Giotto:
Interpretation, Analysis читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Плач по Христу, Джотто: Интерпретация, Анализ Описание
Название: Плач по Христу Дата: 1305 Художник: Джотто ди Бондоне (1270-1337) Техника исполнения: Фреска живопись на стене Жанр: Библейское искусство Направление: Проторенессанс Местонахождение: Часовня Скroveньи (Арена), Падуя
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Проанализированные известные картины (1250-1800).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для анализа работ художников XIV века, таких как Джотто, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка искусства и Как оценить картины.
После Предательства Христа (Поцелуй Иуды), Плач по смерти Христа является самой известной из фресок часовни Скroveньи, написанных Джотто в первое десятилетие XIV века. Фрески были заказаны богатой семьей Скroveньи для их частной часовни в Падуе. (Её также называют Часовня Арены, поскольку она была построена на месте древнего римского амфитеатра.) Признанная сразу же шедевром живописи Пре-Ренессанса, фресковый цикл Джотто представил революционный стиль натурализма с более реалистичными фигурами и более реалистичными эмоциями. Внезапно традиционный стиль средневековой живописи - как, например, практиковался в Сиенской школе живописи - казался деревянным и устаревшим.
Фрески часовни Скroveньи состоят из 39 последовательных сцен, изображающих Жизнь Девы Марии и Жизнь Христа. Общая иконографическая тема – христианское искупление, вероятно, потому что часовня была предназначена для заглаживания грехов, накопленных семьей Скroveньи в результате их ростовщической деятельности. Кроме того, стена вокруг входа в часовню украшена Страшным судом.
В сцене Плача тело Христа было снято с креста и окружено его скорбящими родственниками и друзьями. Его голова покоится на руках его матери, Девы Марии – которая является центром картины – пока Мария Магдалина оплакивает его у ног, а Иоанн Богослов широко раскрывает свои руки в шоке и отчаянии.
Эмоции скорбящих выражаются главным образом через их руки и лица, особенно их рты, которые, кажется, дрожат от горя. Их склоненные головы и сутулые тела добавляют общему впечатлению уныния. Человеческим фигурам придается гораздо большая трехмерность, чем обычно, а Джотто также создает убедительное впечатление пространства, которое придает картине дополнительный реализм. Эти три фактора - (1) естественность лиц и выражений Джотто; (2) скульптурный характер его фигур; и (3) глубина, которую он создает в своих картинах – ознаменовали революционный поворотный момент в живописи и стали предвестником упадка старых традиций византийского искусства, с его плоской одномерной образностью. Этот традиционный стиль мог быть идеальным для мозаичного искусства - см., например, великолепные равеннские мозаики – но Европа быстро развивалась, и её искусство тоже должно было меняться. Как оказалось, инновации Джотто оказали огромное влияние на художников Проторенессанса в Италии и Франции и стали основой для Флорентийского Возрождения и, в конечном итоге, Возрождения во всей Европе.
Наследие Джотто
Без Джотто трудно представить, как это могло произойти. Ни один из других старых мастеров XIV века - включая Дуччо ди Буонинсену (ок. 1255-1319), Амброджио Лоренцетти (ок. 1290-1352), Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348) и Симоне Мартини (1284-1344) - смогли освободиться от ограничений византийской живописи, и поэтому первое важное поколение флорентийских художников - Томмазо Маццаччо (1401-1428), Пьеро делла Франческа (1420-92) и Андреа Мантенья (1430-1506) - не имели бы на чем строить. Флорентийское Возрождение поэтому не произошло бы в XV веке, и, следовательно, художники в Риме и Венеции не развивались бы так, как они делали. История искусства, следовательно, развивалась бы совершенно иначе.
Анализ других картин XIV века
Для интерпретации других картин периода Тренто, см. следующие статьи:
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?