Las Meninas, Velazquez:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Лас Мени́нас, Вела́скес: Анализ и интерпретация Описание
Название: Лас Мени́нас (’девицы-компаньонки’) (1656) Художник: Диего Вела́скес (1599–1660) Средство: Масляная живопись на холсте Жанр: Портретная живопись Стиль/Направление: Барокко Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи барокко, см.: Анализ известных картин (1250–1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА Для анализа работ испанских художников-барочников, таких как Веласкес, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как ценить картины.
Диего Веласкес был придворным живописцем короля Филиппа IV в начале эпохи испанского барокко (1600–1700). Хотя он известен как художник-историк и художник-жанрист (bodegons), он наиболее известен своими портретами – он создал более 20 портретов короля, а также других членов королевской семьи и их друзей. Испанская живопись того периода была благословлена множеством мастеров, включая художника-грека Эль Греко (1541–1614), художника-примитивиста Франсиско Рибальта (1565–1628), скульптора-рибериста Хусепе Риберу (1591–1652) и художника-зурбарана Франсиско Зурбарана (1598–1664), но Веласкес возвышается над ними, и с 19 века по крайней мере признан одним из величайших мастеров старой испанской живописи.
Лас Мени́нас – самый сложный шедевр Веласкеса в стиле барокко, превосходящий все его другие известные работы, включая Продавец воды в Севилье (1618–22); Христос на кресте (ок. 1632, Прадо), Сдача Бреды (1634–5, Прадо) или Портрет папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа Памфили). Это увлекательная современная картина, смесь реализма и нереализма.
Изначально названная «Семья Филиппа IV», Лас Мени́нас изображает самого Веласкеса за работой в своей мастерской в Королевском дворце Алькасар в Мадриде. Действие происходит в cuarto bajo del Principe, квартире, которую когда-то занимал наследный принц Дон Бальтазар Карлос (который умер в 1646 году). После его ранней смерти Веласкес занял там жилье. На стенах мы видим копии нескольких работ Рубенса, в том числе на задней стене – Паллада и Аркад и Суд Мидаса.
Картина построена как сцена из пьесы, со всеми актерами, занимающими заранее определенные позиции, вокруг центральной фигуры пятилетней инфанты Марии Терезы (1651–1673). Дочь Филиппа IV, короля Испании, и Марии Анны Австрийской, она вышла замуж за Леопольда I, став императрицей Священной Римской империи, но умерла рано в возрасте двадцати двух лет.
В картине участвуют (слева направо): Диего Веласкес, стоящий за своим огромным холстом и рисующий сцену; Мария-Августина Сармиенто, первая девица-компаньонка (menina), предлагающая воду будущей императрице; инфанта Мария Тереза; Изабель де Веласко, вторая девица-компаньонка, кланяющаяся; и две карлицы – Марибарбола с избитым лицом и Николас де Пертусато, который дразнит сонного пса, валяющегося на полу. В тени за ними стоит гувернантша Марсела де Уллоа, а в открытой двери стоит Дон Хосе де Нието Веласкес, маршал королевского дворца, отодвигающий штору, через которую проникает свет, мягко дополняя и соперничая с другим источником света – невидимым окном справа.
Кого рисуют?
Это довольно сложная сцена, и некоторые критики искусства считают ее больше жанровой картиной, чем портретом – в конце концов, кого Веласкес рисует? Наверное, это не инфанту: он едва ли бросает на нее взгляд, как и на девиц-компаньонок или карлиц. На что или на кого направлен его взгляд, и на что смотрят инфанта, компаньонка и маленькая женщина? Все они смотрят вперед, на что-то за пределами изображения, которое можно идентифицировать, если обратить внимание на зеркало на задней стене (слева в центре), в котором видны отражения короля и королевы Испании.
Это сильно напоминает Портрет Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) Яна ван Эйка (1390–1441), который также использовал зеркало, чтобы показать что-то, лежащее за пределами изображения. Однако это же устройство используется несколько иначе. Объект, представленный в зеркале, на самом деле является настоящей темой картины.
Таким образом, художник написал картину о том, как он рисует портрет двух людей, которых мы не можем видеть, но которых наблюдают их семья и слуги. Именно это сочетание реальности и иллюзии делает Лас Мени́нас одним из величайших портретных произведений барокко.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?