Las Meninas, Velazquez:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Las Meninas (1656 г.) Диего Веласкеса Интерпретация портрета Филиппа IV и его семьи в стиле испанского барокко MAIN AZ INDEX
Las Meninas (деталь) Диего Веласкес.Считается одной извеличайших картин всех времен.
СодержаниеОписание • Анализ • Кто рисует? • Приемы живописи • Смысл • Эпоха живописи барокко
Описание Имя: Las Meninas («фрейлины») (1656) Художник: Диего Веласкес (1599-1660) Материал: Картина маслом на холстеЖанр: Портретное искусство Направление / Стиль: Живопись в стиле барокко Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи барокко см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВАДля анализа картиниспанских художников барокко, таких как Веласкес, см.Наши образовательные статьи:Оценка искусства иКак ценить картины.
Диего Веласкес был придворным художником короля Филиппа IV на заре испанского барокко (1600-1700). Несмотря на то, что он известен как своей исторической живописью, так и жанровой живописью ( винные погреба ), он наиболее известен своими портретами – завершил более 20 портретов короля вместе с другими членами королевской семьи и их друзьями. Испанская живопись того периода была одарена многочисленными виртуозами, в том числе Эль Греко (1541-1614), Франсиско Рибальта (1565-1628), Джузепе Рибера (1591-1652) и Сурбаран. (1598-1664), но Веласкес возвышается над всеми ними и – по крайней мере, с 19 века – стал признанным одним из величайших старых мастеров Испании.
«Менины» – самый сложный шедевр искусства барокко Веласкеса , затмевающий все его другие известные работы, включая «Севильский торговец водой» (1618-22); Христос на кресте (около 1632 г., Прадо), «Сдача Бреды» (1634 – 1616 гг., Прадо) или « Портрет папы Иннокентия X» (1650 г., Галерея Дориа Памфили). Это восхитительно современная картина, смесь реализма и нереализма.
Первоначально названный «Семья Филиппа IV», « Лас Менинас» изображает самого Веласкеса, работающего в своей студии в мадридском королевском дворце Алькасар. Место действия – cuarto bajo del Principe , квартира, в которой когда-то жил наследный принц Дон Бальтасар Карлос (умерший в 1646 году). После ранней смерти Веласкес поселился там. На стенах мы видим копии нескольких произведений Рубенса , в том числе на задней стене « Паллада и Арахна» и «Суд Мидаса».
Картина составлена как сцена из спектакля, где все актеры занимают заранее запланированные позиции, вокруг центральной светловолосой фигуры пятилетней инфанты Маргариты Терезы (1651-73). Дочь Филиппа IV, короля Испании, и Марии Анны Австрийской, она вышла замуж за Леопольда I, став императрицей Священной Римской империи, но умерла преждевременно в возрасте двадцати двух лет.
Актеры на картине (слева направо): Диего Веласкес, который стоит за своим огромным холстом и рисует сцену; Мария-Августина Сармьенто, первая фрейлина ( менина ), подносящая воду будущей императрице; Инфанта Маргарита; Изабель де Веласко, вторая фрейлина, делает реверанс; и две женщины-гномы – Марибарбола с разбитым лицом и Николас де Пертусато, который дразня пинает сонную собаку, валяющуюся на полу. В тени позади них – гувернантка Марсела де Уллоа и пристав; В открытом дверном проеме стоит дон Хосе де Ньето Веласкес, предводитель дворца королевы, который отодвигает занавеску, через которую проникает свет, мягко добавляя – и конкурируя с – светом из другого источника, невидимого окна справа.
Кого рисуют? Это довольно сложная сцена, и некоторые искусствоведы считают, что она больше похожа на жанровую картину, чем на портрет – в конце концов, кто такой рисунок Веласкеса? Конечно, это не Инфанта: он почти не бросает на нее взгляда, как и на фрейлин или гномов. На что или на кого направлен его взгляд и на что смотрят Инфанта, служанка и крохотная женщина? Все они смотрят вперед, на что-то за пределами или, скорее, на что-то за пределами поля изображения, которое можно идентифицировать, если мы обратим внимание на зеркало, висящее на задней стене (слева в центре), в котором мы видим отражения король и королева Испании.
Это очень напоминает портрет Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) Яна ван Эйка (1390 – 1441), в котором также использовалось зеркало, чтобы показать что-то, лежащее за пределами поля изображения. Однако здесь одно и то же устройство используется по-разному. Объект, представленный в зеркале, на самом деле является настоящим предметом картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?