Триптих Страшного суда, Ганс Мемлинг:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Тriptych Страшный суд, Ганс Мемлинг: интерпретация, анализ Описание
Художник: Ганс Мемлинг (ок. 1433–94) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: РетАбль Направление: Нидерландское Возрождение Местонахождение: Муzeum Narodowe, Гданьск.
Для понимания значения других картин, см.: Анализ известных картин.
Оценка художественной ценности Чтобы оценить христианское искусство фламандских художников, таких как Ганс Мемлинг, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка искусства и Как оценить картины.
Этот впечатляющий триптих ретабль, созданный немецко-фламандским художником Гансом Мемлингом, является одной из величайших картин эпохи Возрождения 15 века во Фландрии. Ученик Роже ван дер Вейдена, одного из самых влиятельных фламандских художников, Мемлинг специализировался на создании гармоничных религиозных картин из множества фигур и тщательно проработанных деталей, что дополнительно подчеркивается трехмерной пластикой форм, а также оттенками его богатой палитры эпохи Возрождения. Написанный в конце тридцатых годов жизни художника, всего за несколько лет до возвышенного Триптиха Донне (1475–80, Национальная галерея, Лондон), это самый монументальный труд Мемлинга. Можно сказать, что он занимает точку перехода между готическим искусством (например, Иеронима Босха) и Возрождением во Флоренции. Работа была написана в Брюгге, а затем отправлена в Италию. Однако по пути она была захвачена пиратами и перевезена в Польшу. В настоящее время она находится в Музее национальных древностей, Гданьск.
Заказ
Этот образец библейского искусства был заказан Якопо Тани (1415–1492), флорентийским банкиром и представителем семьи Медичи в Брюгге. Будучи соратником итальянского финансиста Томмазо Портинари, который вскоре заказал брюггскому художнику Уго ван дер Гоесу (1440–1482) знаменитый РетАбль Портинари (1476–9), Тани намеревался использовать работу для алтаря своей семейной часовни в церкви Бадия Фиезолана во Флоренции и планировал приурочить ее к своей свадьбе в 1466 году с Катериной Танагли (1446–1492), которая изображена вместе с ним на боковых створках, когда они закрыты. После завершения панельных картин были отправлены по морю из Лондона в Порто Пизано в 1473 году, но во время плавания у берегов Голландии корабль был захвачен пиратом на службе Ганзейского союза, который тогда осуществлял блокаду английской торговли. Картина была конфискована и доставлена в Данциг (Гданьск), где она находится до сих пор.
Композиция
В центральной панели работы Мемлинга Христос изображен как Maestas Domini, восседающий над радугой со ступнями, опирающимися на глобус, представляющий Землю. Лилия (символизирующая Милость) и меч (символизирующие Правосудие) выходят из его уст, отражая благословение правой руки и осуждение левой. Он окружен Апостолами, а также молящимися фигурами Девы Марии и Иоанна Крестителя, которые ходатайствуют за души людей, а также рядом ангелов, несущих орудия Страстей Христовых.
Внизу на земле Архангел Михаил, стоящий на границе между зеленой, плодородной почвой слева и коричневым, безжизненным планом справа, проталкивает обнаженных грешников в Ад (правая панель), в то время как праведники поднимаются вверх в Рай (левая панель). Встречаясь с кристаллической стеклянной лестницей Святого Петра, процессия спасенных – возглавляемая папой, кардиналом и епископом – получают одежду от ангелов. Золотое сияние окружает врата Рая - богато украшенную арку с небесным хором и оркестром. Архитектурный микс (готический портал, романские башни) вместе с изображением сотворения Евы в завершении фронтона объединяют начало и конец человеческой истории и символизируют Новый Иерусалим, нисходящий с неба, как предсказывается в Откровении (3:12). В отличие от левой панели, изображающей упорядоченное восхождение праведных на Небеса, правая панель показывает, как проклятые безжалостно брошены в недра вулканического Ада чертями, несущими разнообразное оружие и орудия пыток.
Две крайности связаны плавной полукруглой линией обнаженных тел, которая придает всей работе ощущение гармонии и равновесия. Как оказалось, Мемлинг не видел своих фигур как чисто анонимные представления, а давал им индивидуальные черты лица. Невозможно определить, сколько из этих фигур являются подлинными миниатюрными портретами. Тем не менее, фигура, коленопреклонившаяся на левой чаше весов Архангела, была идентифицирована как Томмазо Портинари, партнер Якопо Тани. На заднем плане центральной панели, за Архангелом Михаилом, простирается детальный пейзаж – показывающий долину Иордана, место Страшного суда – до горизонта.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?