Тайная вечеря, Леонардо да Винчи:
значение, толкование читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Тайная вечеря, Леонардо да Винчи: Смысл и интерпретация Описание
Название: Тайная вечеря (Il Cenacolo или L’Ultima Cena) Художник: Леонардо да Винчи (1452-1519) Техника исполнения: Темпера и масло на грунте из алебастра, камеди и смолы Жанр: Историческая живопись Направление: Итальянская живопись Высокого Возрождения Местонахождение: Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Для понимания смысла других картин, см.: Анализ известных картин.
Постеры с изображением Тайной вечери Шедевр Леонардо стремительно разрушается, но все еще считается одной из величайших картин в истории.
Основы искусствоведения Чтобы понять картины Итальянского Возрождения, такие как Тайная вечеря Леонардо да Винчи, ознакомьтесь с нашей образовательной статьей для студентов: Оценка произведений искусства: Как понимать искусство. Также рекомендуется книга Лео Стейнберга (1920-2011).
Созданная в период с 1495 по 1498 год, фреска Леонардо да Винчи под названием Тайная вечеря - шедевр итальянской Высокого Возрождения и одно из самых известных произведений христианского искусства - иллюстрирует сцену из последних дней Иисуса Христа, описанную в Евангелии от Иоанна 13:21. Окруженный своими двенадцатью апостолами, Иисус только что объявил, что один из них предаст его (Истинно говорю вам: один из вас предаст Меня). На картине изображена реакция каждого ученика на эту новость. Хотя на первый взгляд это кажется простым произведением библейского искусства, на самом деле это чрезвычайно сложная работа, математический символизм, психологическая глубина, использование перспективы и драматический акцент которой делают ее первым настоящим примером эстетики Высокого Возрождения. Картина имеет размеры 15 футов × 29 футов (около 4,57 м × 8,84 м) и занимает стену в обеденном зале монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. К сожалению, чтобы дать себе возможность вносить изменения в картину по ходу работы - что невозможно при использовании обычной мокрой фресковой живописи - Леонардо сначала запечатал поверхность каменной стены и затем нанес краску темпера и маслом, как если бы это была деревянная панель. В результате работа начала разрушаться почти сразу после завершения – биограф Джорджо Вазари, писавший спустя всего 70 лет, описал ее как так плохо выполненную, что от нее осталось лишь уродливое пятно - и подвергалась недавней кампании реставрации продолжительностью 20 лет. Тем не менее, работа остается одной из величайших картин эпохи Возрождения.
Более подробный анализ Тайной вечери
Апостолы
Личности изображенных на Тайной вечери апостолов подтверждаются в Записках Леонардо да Винчи. Слева направо на картине они изображены в четырех группах по три человека и реагируют на новость следующим образом:
В целом, картина запечатлевает двенадцать человек, находящихся в состоянии вопросов, жестов, или демонстрирующих различные оттенки ужаса, гнева и неверия. Она живая, человечная и полностью контрастирует с безмятежной и величественной позой Иисуса.
Иисус Христос
Как во всех религиозных картинах на эту тему, Иисус является динамическим центром композиции. Несколько архитектурных элементов сходятся на его фигуре, а его голова служит точкой схода для всех линий перспективы - что делает Тайную вечерю воплощением ренессансной одноточечной линейной перспективы. В то же время его широкий жест - указывающий на священные дары хлеба и вина - предназначен не для его апостолов, а для монахов и монахинь монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.
Иуда
В большинстве версий Тайной вечери Иуда - единственный ученик без нимба или же сидящий отдельно от других апостолов. Леонардо, однако, располагает всех за одним столом, чтобы все были обращены к зрителю. Тем не менее, Иуда остается отмеченным человеком. Во-первых, он держит небольшой мешочек, несомненно символизирующий 30 серебряных монет, которые ему заплатили за предательство Иисуса; он также опрокинул соль - еще один символ предательства. Его голова расположена ниже, чем у кого-либо другого на картине, и он единственный, кто находится в тени.
Коммуникация
Леонардо использовал новые техники для передачи своих идей зрителю. Вместо того чтобы полагаться исключительно на художественные конвенции, он использовал обычных моделей, которых встречал на улице, а также жесты, заимствованные из языка жестов глухонемых и ораторские жесты публичных ораторов. Интересно, что после изображения Леонардо Фомы, с любопытством поднимающего указательный палец, Рафаэль (1483-1520) изобразил самого Леонардо в Академии Платона (1510-11), воспроизводя этот же жест.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?