Мадонна с длинной шеей, Пармиджанино:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Мадонна с длинной шеей, Пармиджанино: Анализ Описание
Название: Мадонна с длинной шеей (Madonna dal collo lungo) (1535) Художник: Пармиджанино (Джироламо, Франческо Мария Мадзола) (1503-40) Техника: Панельная живопись с масляными красками Жанр: Историческая живопись (религиозная) Стиль/Направление: Маньеризм Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция
Для объяснения других важных картин периода маньеризма, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа картин художников-маньеристов, таких как Пармиджанино, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Один из самых одаренных старых мастеров, работавших в стиле маньеристской живописи, Пармиджанино был современником другого великого художника из Пармы, Корреджо (1494-1534). Как и другие художники-маньеристы, живопись Пармиджанино характеризуется удлиненными фигурами – выполненными в его случае с заметной элегантностью и изысканностью. Она оказала значительное влияние на художественный вкус королевских дворов Европы, особенно на Школу Фонтенбло (1528-1610). Кроме религиозных картин, он создал несколько выдающихся портретных работ, множество гравюр на дереве и офортов, а также оставил после себя одни из лучших рисунков эпохи Возрождения XVI века. Преследуемый властями Пармы за нарушение контракта по поводу двух незавершенных алтарей, он бежал из города в конце 1539 года и вскоре после этого умер от лихорадки в Касальмаджоре в возрасте всего 37 лет.
Мадонна с длинной шеей (также известная как «Мадонна и младенец со святыми и Иоанном Крестителем») обычно считается шедевром Пармиджанино. Она была заказана Эленой Баярди в качестве алтаря для ее частной часовни в церкви Санта-Мария-дей-Серви в Парме. Работа над ней началась в 1534 году и была завершена в Троицу в 1535 году, но она достигла своего предполагаемого места назначения только после смерти художника. Поэтому ее часто называют «незавершенной». Описанная как лиричная и отстраненная, с прохладным, но отполированным колоритом, она приобрела широкую известность в XVI веке, а в 1698 году была приобретена Фердинандо де’ Медичи, Великим герцогом Тосканским. С 1948 года находится в галерее Уффици.
Композиция картины основана на текстах из средневековых гимнов Пресвятой Деве (традиционно понимаемой как аллегорическое представление Церкви), которые сравнивают ее шею с великим слоновой костяной колонной, поддерживающей Церковь Божию. Таким образом, чрезмерная длина шеи Девы – как и мраморный столб или колонна на заднем плане – является признаком религиозного значения картины.
Композиция изображает величественную Мадонну, воссевшую на троне в роскошных одеждах, с удлиненной фигурой младенца Иисуса у нее на коленях. Ее правой рукой она неоднозначно указывает на свою грудь, отчетливо проступающую из-под ее тонкого, мерцающего платья, указывая на тесную связь между ней и ее ребенком. Последний лежит с вытянутыми руками и закрытыми глазами, предвещая его искупительную смерть на кресте и предстоящие скорби. Шесть ангелов окружают пространство справа от Мадонны, чтобы поклониться матери и дитя – действию, которое эхом отражается в фигуре святого Иеронима, тесно связанного с почитанием Пресвятой Девы. Ангелы предлагают Мадонне сосуд, который, согласно известному ренессансному биографу Джорджо Вазари (1511-74), когда-то был украшен ярко-красным крестом – еще одной отсылкой к распятию.
Идиома маньеризма
Мадонна с длинной шеей является прекрасным примером нового стиля маньеризма, последовавшего за высоким Возрождением в начале 1530-х годов. Искусство Высокого Возрождения – воплощенное, например, в Систинской Мадонне Рафаэля (1513-14, Галерея старых мастеров Дрездена) – подчеркивало гармонию и баланс. Пармиджанино не интересовался этим. Поэтому вместо группировки ангелов в равном количестве по обе стороны от Мадонны и Младенца он сгрудил их все на одной стороне, создавая дополнительное движение и более полно открывая картину. Кроме того, поза Мадонны описывает типичную маньеристскую figura serpentinata. Таким образом, Пармиджанино и другие художники-маньеристы стремились продемонстрировать, что классическое решение идеальной гармонии – это не единственный ответ. После десятилетий «гармонии» эпохи Возрождения новое поколение художников – включая Якопо да Понтормо (1494-1556), Россо Фьорентино (1494-1540), Аньоло Бронзино (1503-72) и Федерико Барокки (1526-1612), а также венецианцев Якопо Бассано (1515-92), Тинторетто (1518-94), Паоло Веронезе (1528-88) и кретского художника, известного как Эль Греко (1541-1614) – хотели создать что-то новое и неожиданное, даже если это искажало классические формы и ритмы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?