Maesta Altarpiece, Duccio di Buoninsegna:
Interpretation, Analysis читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Маэста Алтарь, Дуччо ди Буонинсьегна: Интерпретация, Анализ Описание
Художник: Дуччо ди Буонинсьегна (ок. 1255–1319) Техника исполнения: Темпера и золото на дереве Жанр: Картина для алтаря Направление в искусстве: Сиенская школа живописи Музей: Museo dell’Opera Metropolitana del Duomo, Сиена и другие.
Для понимания значения других картин, см.: Анализ известных картин.
Постеры Маэста Алтаря Постеры с изображением картин Дуччо ди Буонинсьегна широко доступны в интернете. Также см.: Постерное искусство.
Основы искусствоведения Чтобы понять произведения, подобные полиптиху Маэста Дуччо ди Буонинсьегна, ознакомьтесь со статьей для студентов: Оценка произведений искусства: Как понимать искусство.
Также см.: Как понимать картины.
Яркий пример религиозного искусства раннего XIV века в Сиене, Маэста (от итальянского слова в величии, то есть: Дева Мария и Младенец на троне со святыми ангелами и святыми) – это огромный горизонтальный двусторонний деревянный экран, изначально предназначенный для главного алтаря Сиенского собора. Созданная Дуччо ди Буонинсьегна (1260–1319), ведущей фигурой Сиенской школы живописи в эпоху треченто, она была написана в плоском иератическом стиле византийского искусства, используя темпера на дереве. Хотя фигуры, изображенные на картине, элегантны и стильны, им не хватает нового натурализма, введенного Джото (1266–1337) и Флорентийской школы. Тем не менее, работа оказала значительное влияние на христианское искусство Тосканы, сопоставимое с флорентийскими фресками Джото в капелле Скровеньи в Падуе. Изначально имевшая ширину около 24 метров, Маэста была разобрана в конце XVIII века, когда ее части были проданы. Основная лицевая панель полиптиха находится в соборном музее (Siena Museo dell’Opera del Duomo), а некоторые из примерно 40 других панелей были приобретены несколькими художественными музеями в Европе и Америке, включая Национальную галерею (Лондон), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальный музей искусства (Вашингтон) и Коллекцию Фрика (Нью-Йорк).
Более подробный анализ Маэста Алтаря
Композиция
В целом, композиция алтарного образа следует консервативным сиенским традициям проторенессанса. Лицевая сторона Маэста, обращенная к прихожанам, была разработана для благого размышления и изображает Деву Марию и Младенца на троне, окруженных множеством ангелов и святых. Над и под этой основной сценой расположены сцены из жизни Христа и Девы Марии, а также более мелкие фигуры святых. Вероятно, большинство этих миниатюрных сцен были видны только священнику. Изнаночная сторона Маэста, предназначенная для комментирования Евангелий, занята 26 сценами из Страстей Господних, а над и под ними расположены более мелкие панели, украшенные сценами из жизни Христа, включая: Благовещение; Исайю; Рождество Христово; Иезекииля; Поклонение волхвов; Соломона; Представление во храме; Малахии; Резание невинных младенцев; Иеремию; Бегство в Египет; Осию; Спор с книжниками; Искушение на храме, Искушение на горе, Звание Петра и Андрея, Свадьба в Кане, Христос и самарянка, Исцеление слепого и Воскресение Лазаря.
С обеих сторон наиболее важные фигуры (например, Дева Мария) изображены больше, чем менее значимые (святые), при этом каждый святой легко узнаваем по своей одежде и/или личным предметам. Фон картины выполнен из чистого золотого листа, а расположение строго симметрично.
Декоративный византийский стиль
Хотя Дуччо, как уже отмечалось, оставался в консервативном византийском стиле сиенской живописи, Маэста содержит многочисленные инновации. Например, фигуры на лицевой стороне экрана имеют большую массу и устойчивость, чем в предыдущих работах, и наделены большей выразительностью и новым живым духом. В них есть реальное движение – они не просто статично расположены на золотом фоне. В то же время повествовательные сцены, изображенные на изнаночной стороне Маэста, представляют собой мастерский рассказ, который по композиции как минимум равен Джото, хотя и не по иконографии, поскольку Дуччо был счастлив полагаться на проверенные и надежные византийские мотивы и модели для большей части своих библейских библейских сюжетов. Кроме того, в своей общей декоративной схеме Дуччо ввел большую элегантность и смелое использование цвета. В отличие от Джото, он использовал золото (и другие богатые, тонкие цвета) как эстетический элемент сам по себе, а не просто как функциональный элемент для придания дополнительного эффекта фигуративным формам. Акцент Дуччо на декоративности связывает его с готическим искусством, в частности с международным готическим стилем начала XIV века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?