Меленский диптих, Жан Фуке читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Диптих Мелён, Жан Фуке: Интерпретация, Анализ Описание
Живопись: Диптих Мелён (Левая панель: Дева Мария с Младенцем в окружении ангелов; Правая панель: Этьен Шевалие со Святым Стефаном) Дата: 1450-55 Художник: Жан Фуке (1420-81) Материал: Масло на панели Жанр: Посвященная религиозная живопись Направление: Международная готика Музей: Левая панель: Королевский музей изящных искусств, Антверпен; Правая панель: Галерея живописи, SMPK, Берлин.
Для понимания значения других картин, см.: Анализ известных картин.
Постеры Постеры с изображением картин Жана Фуке широко доступны в интернете. Также смотрите: Искусство постеров.
Основы искусствоведения Чтобы понять картины, такие как диптих, ознакомьтесь со статьей для студентов: Оценка произведений искусства: Как понимать и ценить искусство.
Эта двухпанельная посвященная живопись, написанная примерно в 1450-55 годах, была заказана Этьеном Шевалие, казначеем короля Карла VII, для которого Жан Фуке уже создал Часослов (1450, Музей Конде, Шантийи). Последний был украшен миниатюрами с изображением Колонны Траяна, Старой церкви Святого Петра и других памятников, которые Фуке видел во время визита в Рим, и с которыми Шевалие - как дипломат и бывший французский посол в Англии - также был знаком. Вероятно, Фуке уже считался выдающимся живописцем при французском дворе в Туре. Ранее он создал Портрет Карла VII (1445-50) - еще одно шедевр ранней французской живописи, хотя и не слишком лестное произведение, раскрывающее выпуклый нос и вытаращенные глаза короля - и во время своей поездки в Рим он был приглашен написать портрет папы Евгения IV. Кроме короля и Шевалие, Фуке также получал заказы от города Тур, а также от других королевских чиновников, таких как канцлер Гийом Жовенель де Юрсан.
Более подробный анализ Диптиха Мелён
Две панели
Этот диптих, который теперь считается одним из величайших произведений эпохи Возрождения во Франции 15 века, состоит из двух частей: правой панели - Этьен Шевалие со Святым Стефаном - сейчас в Галерее живописи, SMPK, Берлин; и левой панели - Дева Мария с Младенцем в окружении ангелов - сейчас в Музее изящных искусств Антверпен.
Этьен Шевалие со Святым Стефаном
Эта масляная живопись изображает дарителя, стоящего на коленях рядом со своим небесным покровителем, Стефаном. Святой, одетый в рясу диакона, держит книгу, на которой лежит остроконечный камень - символ его мученичества, а кровь капает из раны на макушке головы. У него галльский облик и странное высокомерие. На заднем плане, выполненном в стиле итальянского Возрождения, который выглядит как стена церкви, видны пилястры, чередующиеся с инкрустированными мраморными панелями. Четко видна надпись Этьен Шевалие. Оба мужчины смотрят на правую панель, где изображена Дева Мария.
Дева Мария с Младенцем в окружении ангелов
Богоматерь сидит на троне, который несут ангелы. Один из ее сосков обнажен, а на ее коленях сидит младенец Иисус, один из его указательных пальцев направлен в сторону Шевалие, как будто бы намекая на то, что его молитва о божественном милосердии будет услышана. Предположительно, личность Богоматери - Агнес Сорель, чрезвычайно красивая и влиятельная фаворитка Карла VII, а также, возможно, и самого Шевалие. Надпись на задней панели в Антверпене, датированная 18 веком, сообщает нам, что диптих был завещан Сорель после клятвы, которую дал Шевалие при ее смерти.
Фуке изображает Сорель со стройной талией, модно подстриженными волосами и в очень модном платье. Ее трон украшен жемчугом, драгоценными камнями и огромными золотыми кистями, а фон полностью заполнен ангелочками, нарисованными яркими красными и синими красками. Лицо и кожа Сорель/Богоматери написаны в бледно-серой белой гамме, напоминающей гризайль. Это может быть отсылка к факту ее смерти, которая произошла в 1450 году.
Открытый сосок остается некой загадкой. Совершенно необоснованный - нет никаких намеков на то, что младенец Иисус собирается кормиться им - его большой размер, кокетливый вид и идеально сферическая форма являются сознательным празднованием чувственной красоты и совершенно неуместны для Царицы Небес. Как проект посвященной картины, предназначенной для размещения в церкви, это кажется почти скандальным. Однако, согласно как придворному хронике Чатэлену, так и Энеа Силио Пикколомини (позже папе Пию II), она оказала ценные услуги короне до своей преждевременной смерти и позже была воспета в стихах самим великим королем Франциском I (1494-1547). Тем не менее, это вызвало неодобрение голландского искусствоведа и средневекового хроникера Иона Хюигенса, который назвал картину отвратительной.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?