Алтарь Мерод, Роберт Кампен:
толкование, значение читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Мерудский алтарь, Роберт Кампен: Интерпретация, значение Описание
Художник: Роберт Кампен / Мастер Фламмаля (ок. 1378–1444) Техника исполнения: масло на дубовой панели Жанр: религиозное искусство Направление: Нидерландское Возрождение Музей: Клостерс, Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Для понимания значения других картин, см.: Анализ известных картин.
Оценка художественной ценности Чтобы понять библейское искусство Роберта Кампена и других фламандских художников, ознакомьтесь с нашим образовательным эссе: Оценка искусства: Как ценить искусство.
Предыстория
Фламандская масляная живопись пятнадцатого века, известная как Мерудский алтарь (ок. 1425 г.), была написана фламандским художником Робертом Кампеном (1378–1444), также известным как Мастер Фламмаля. Название алтаря происходит от аристократического семейства Мероде из Бельгии, которое владели им в девятнадцатом веке. Этот шедевр христианского искусства раннего Северного Возрождения состоит из трех панелей и изображает момент, когда архангел Гавриил объявляет Деве Марии, что она избрана Богом стать матерью Иисуса. В настоящее время работа находится в Художественном музее Метрополитен (Клостерс), Нью-Йорк, и также известна как Триипостань Благовещения.
Более подробный анализ Мерудского алтаря
Мерудский алтарь относительно небольшого размера, его ширина составляет примерно 4 фута (122 см), а высота – около 2 футов (61 см). Как и более ранний Триипостань Сейлерна (Погребение), он был предназначен для частного религиозного использования в доме. Он состоит из трех соединенных шарнирами панелей (формат триипостани): на левой панели изображены заказчик и его жена; центральная, самая важная панель показывает Благовещение и двух главных персонажей – Марию и архангела Гавриила; на правой панели изображен Иосиф в своей мастерской. Триипостань не подписана и не датирована, и только в начале 20-го века Роберта Кампена идентифицировали как ее создателя, хотя и с помощью его помощников, одним из которых мог быть его выдающийся ученик Роджер ван дер Вейден (1400–64).
Анализ, значение, интерпретация
Самой радикальной особенностью картины является ее домашняя обстановка. Благовещение – это отправная точка христианской истории спасения, и для обозначения его значимости готические и раннеренессансные художники традиционно помещали его во дворец или церковь, часто на фоне золотого фона. Кампен, однако, изображает сцену в городском доме среднего класса.
Отражая, возможно, учение францисканского ордена, чьи монахи стремились интерпретировать Библию понятным для слушателей языком, что было особенно популярно в Северной Европе, Кампен усиливает домашнюю природу сцены и сводит к минимуму религиозные конвенции и формальности. Так ни Мария, ни архангел не носят нимбов. Нет голубя, символизирующего Святого Духа. Вместо этого Кампен помещает Марию в удобную, просторную комнату (хотя и слегка клаустрофобную из-за преувеличенного перспективизма, который он использует) вместе со столом, скамьей вдоль одной стены, окнами и камином. С любовью запечатлены детали, включая то, как построена деревянная скамья и потолок.
Теологический символизм
Тем не менее, сцена Благовещения наполнена символами теологической важности. Над крыльями Гавриила изображен крошечный обнаженный ребенок – символизирующий тело и душу Иисуса – который переносится на семи золотых лучах света из окна гостиной. Он держит крест, мрачное напоминание о его жертвенной судьбе. Белые лилии, сосуд с водой и белое полотенце все отсылают к чистоте Марии – небольшие окна по бокам комнаты и полузакрытые окна в задней части подчеркивают замкнутую, девственную жизнь, которую она ведет. Недавно потухшая свеча может быть аллюзией либо на внезапное появление невидимого присутствия, такого как Святой Дух, либо на идею о том, что свет, излучаемый пламенем свечи, не сравнится с божественным сиянием Христа.
Иосиф
Домашняя обстановка переносится на правую панель, где изображен Иосиф Марии, работающий в своей столярной мастерской. Инструменты и другие детали его ремесла тщательно прорисованы. Они также чрезвычайно символичны: пила относится к инструменту, которым св. Петр отрубил ухо Мальху, во время предательства и ареста Христа; бревно – это аллюзия на крест распятия; гвозди, молотки, стамески, плоскогубцы и отвертки – все это, вероятно, ссылки на орудия Страстей Христовых. Значение мышеловки на столе Иосифа остается неясным. Эксперты по искусству считают, что она может быть отсылкой к описанию Святого Августина о том, как Иисус является мышеловкой дьявола.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?