Доярка, Ян Вермеер:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
«Служанка с молоком», Ян Вермеер: анализ и интерпретация Описание
Художник: Ян Вермеер (1632–75) Материал: Масляная живопись Тип: Жанровая картина Направление: Голландский реализм Музей: Рейксмюсеум, Амстердам.
Для понимания значения других картин, см.: Анализ известных картин.
Образование в области искусства Чтобы оценить художников голландского реализма, таких как Ян Вермеер, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства: Как ценить искусство и также: Как оценить картины.
Эта работа Яна Вермеера, один из величайших примеров голландской жанровой живописи в стиле голландского реализма и давний фаворит как художников, так и критиков, была описана на важной распродаже картин Вермеера в 1696 году как «служанка, наливающая молоко, необыкновенно хорошо написанная». Она, несомненно, пользовалась большой популярностью, поскольку только более крупный Вид Делфта (ок. 1660 г., Маурицхёйс, Гаага) принес более высокую цену (200 гульденов), чем 175 гульденов, уплаченные за Служанку с молоком. Очевидно, что как содержание, так и исполнение этой масляной картины имели особую ценность, что обеспечило ей широкую известность на протяжении нескольких продаж в XVIII и XIX веках, в отличие от большинства других картин Вермеера. Например, об этом упомянул видный английский портретист сэр Джошуа Рейнольдс во время своей поездки во Фландрию и Голландию в 1781 году. Хотя он был несколько смущен именем художника, Рейнольдс четко высказался о превосходном качестве этой картины, которой уделил особое внимание. В начале XIX века работа была приобретена коллекцией Сикса (семьи великого голландского барочного мецената Яна Сикса), прежде чем в 1908 году она стала частью Рейксмюзеума. Сегодня ее считают одной из величайших жанровых картин Золотого века Голландии, что объясняет, почему Вермеера считают одним из лучших жанрово-художников в голландской живописи XVII века.
Воплощение скромных добродетелей
В отличие от большинства картин Вермеера, на которых изображены элегантно одетые люди в хорошо обставленных интерьерах, Служанка с молоком (De Melkmeid или Het Melkmeisje) — это нежная интерпретация Вермеера крепкой «кухонной служанки» (доившей коров), выполняющей простой домашний быт в простой кухне. Большая популярность этой работы в XIX веке, когда она воспринималась как символ домашней добродетели, возникла благодаря совпадению викторианской морали и голландской этики XVII века. Критики XIX века по сути были правы относительно значения этой обманчиво простой картины, которая воплощает саму суть скромных добродетелей.
Кухонная сцена
Служанка с молоком на самом деле является «кухонной сценой», традиционным типом нидерландского искусства, который сочетает в себе жанр и натюрморт. Этот стиль был заложен сто лет назад антроповерским художником Питером Аертсеном (1509–75) и его племянником и учеником Иоахимом Бюкелаером (1535–74), но в XVII веке он потерял популярность, за исключением родного города Вермеера Делфта, где он сохранился благодаря художникам, таким как Корнелис Делфт и Питер ван Рик. Тем не менее, картина Вермеера сильно отличается от работ его предшественников. Его внимание сосредоточено на одной крепкой фигуре, написанной с использованием мощной техники, в соответствии с общим образом, который он хочет передать. Служанка стоит в просторной кладовой и тщательно наливает молоко в глиняный кувшин, стоящий на небольшом столе рядом с натюрмортом из черствого хлеба и полной корзины хлеба. (Считается, что она использует остатки для приготовления хлебного пудинга.) Она изображена молодой, хорошо сложенной девушкой в традиционном наряде: белой льняной шапочке, желтой тунике и синем фартуке. Рукава ее туники подвернуты, обнажая крепкие предплечья. Подогреватель для ног виден на полу за ней.
Смысл картины «Служанка с молоком»
Изучая иконографию картины, кажется, что это способ Вермеера воздать должное добродетелям умеренности, чистоты и трудолюбия. (Для аналогичной тематической работы см. «Ткачиха кружев» ок. 1669 г., Лувр.) Умеренность указывается традиционным символическим образом женской фигуры, наливающего жидкость из одного сосуда в другой. Последователи Караваджо в Утрехтской школе, такие как Дирк ван Бабурен (1595–1624) и Хендрик Тербрюгген (1588–1629), часто включали подобные «предупреждения об умеренности», замаскированные под жанровые фигуры, в свои картины. Чистота указывается потрясающим изображением Вермеера полированной медной посуды, висящей на стене, напоминающей аналогичные сверкающие металлические контейнеры в ранних нидерландских сценах Благовещения, поскольку сверхчистый сосуд был традиционным символом чистоты. Трудолюбие выражено во всем композиционном построении, которое — в отличие от других картин Вермеера — не делает никаких уступок внешнему виду или комфорту. Вместо этого мы видим рабочую среду с грубыми стенами, грубой текстурой хлеба, голым деревом, грубыми корзинами и служанкой с тупыми чертами лица, грубыми руками и предплечьями, усердно сосредоточенной на задаче переработки черствой еды для приготовления аппетитного блюда для семьи. (Для работы, прославляющей целомудрие, см. «Девушка с жемчужной серёжкой» (Голова девушки в тюрбане) (1664–6, Маурицхёйс, Гаага).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
... mit dem Stilleben auf dem Tisch verbindet.
Комментирование недоступно Почему?