Старик с маленьким мальчиком, Доменико Гирландайо:
анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Старик с юным мальчиком, Доменико Гирландайо: Анализ Описание
Название: Старик с юным мальчиком Дата: 1490 Художник: Доменико Гирландайо (1449-94) Техника исполнения: Темпера на панели Жанр: Портретная живопись Направление: Ренессанс во Флоренции Местонахождение: Лувр, Париж
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВЕЗНАНИЕ Для анализа работ флорентийских художников, таких как Доменико Гирландайо, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Одна из самых трогательных портретных картин эпохи Возрождения, Старик с юным мальчиком является примером поздних работ Гирландайо – прекрасным изображением любящих отношений между стареющим дворянином и его внуком. Ведущий представитель живописи фресками во время Флорентийского Возрождения, Гирландайо находился под влиянием как фламандской живописи, так и работ некоторых художников раннего Возрождения, включая Андреа дель Кастаньо (1420-57), Фра Филиппо Липпи (1406-69) и Андреа дель Верроккьо (1435-88). Эта конкретная картина важна по двум причинам. Во-первых, она запечатлевает любовь между стариком и его внуком – связь, которая затмевает физические недостатки. Во-вторых, она иллюстрирует прогресс, достигнутый в живописи раннего Возрождения, особенно в областях реализма и гуманизма. Действительно, некоторые искусствоведы – в частности, Бернард Беренсон – относят эту работу к числу величайших портретных картин Итальянского Возрождения.
На картине изображен старик в красном пальто с меховой подкладкой, включающей капушон, обнимающий юного мальчика – традиционно считающегося его внуком – который одет в красный камзол и колпак. Костюмы явно указывают на богатство и положение, и мальчик мог быть включен, чтобы подчеркнуть доброту пожилого аристократического субъекта и смягчить эффект седых волос, морщин, родинки на лбу и, особенно, носа, деформированного наростами при ринофимазе, которые Гирландайо запечатлел с полным реализмом. Он уже был очень любим флорентийцами за правдоподобные портреты современных лиц среди фигур его фресок, но этот портрет со всеми недостатками является знаковым произведением. Портрет мог быть выполнен после смерти изображенного: существует рисунок эпохи Возрождения того же человека на смертном одре, также работы Гирландайо, в Национальном музее Стокгольма. Действительно, в картине почти есть что-то прощальное, когда юный мальчик смотрит на постаревшее и изуродованное лицо своего деда.
На заднем плане портрета окно открывает вид на сельский пейзаж с разнообразным рельефом и извилистыми дорогами – стандартная композиция, часто используемая Гирландайо – см., например, его современную панельную живопись под названием Поклонение волхвов (1488, Оспидале дельи Иннокенти, Флоренция). Интересно, что контрастный рельеф отражает контрастные комплекции старика и мальчика. Использование пейзажа в качестве фона для портрета было распространенным мотивом в итальянском искусстве эпохи Возрождения: он был заимствован, как и трехчетвертный профиль старика, у фламандских художников.
Гуманизм
Прежде всего, работа Гирландайо иллюстрирует гуманистические шаги, предпринятые в искусстве и культуре раннего Возрождения во время кватроченто. Ранее физический дефект (наложенный на жертву Богом) считался признаком внутреннего недостатка или греховного поведения. Однако гуманистическое мышление эпохи Возрождения помещало Человека (хотя и существо Божье) в центр всего, наделяя его определенной естественной чистотой. Таким образом, ринофима изображенного не имеет отношения к его характеру и полностью перекрывается его любящим выражением лица и очевидной преданностью ребенку на коленях, что рассматривается как явное свидетельство его добродетели и любви. Фактически, невинность ребенка, его милое юное лицо и положение его руки на груди деда – все это свидетельствует о любящей близости между ними.
Наконец, хотя флорентийское понятие дизньо резко контрастирует с колорито венецианцев, восхитительный светящийся красный цвет платья старика и камзола мальчика показывает, что смешивание цветовых пигментов было талантом, общим для обеих традиций.
Объяснение других портретов эпохи Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?