Притча о слепом, Питер Брейгель:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Притча о слепых, Питер Брейгель: Анализ, Интерпретация Описание
Художник: Питер Брейгель Старший (1525-69) Техника исполнения: Темпера на холсте Жанр: Живопись на библейский сюжет Направление: Нидерландское Возрождение Музей: Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Для понимания значения других шедевров, см.: Анализ известных картин.
Художественное образование Чтобы анализировать фламандских художников, таких как Питер Брейгель, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка произведений искусства и также: Как ценить картины.
Подобно многим другим композициям Брейгеля, включая «Охотники в снегу» (1565) и «Крестьянская свадьба» (1567), оба находящиеся в Музее истории искусств, Вена, эта поздняя работа по религиозному искусству Питера Брейгеля Старшего опирается на диагональную пространственную организацию, которая здесь представлена в своей наиболее экстремальной форме. Одна из величайших картин эпохи Возрождения, благодаря своему простому изображению новозаветной притчи, сочетает в себе характерные для Брейгеля черты: жанровости, морализаторской проповеди и пейзажной живописи. Группы слепых нищих были обычным явлением в Европе XVI века и вызывали постоянное беспокойство у Брейгеля. Он включил группу из них в «Битву между Карнавалом и Постом» (1559, Музей истории искусств, Вена), а также одного слепого человека в «Проповедь Иоанна Крестителя» (1566, Художественный музей, Будапешт). Его изображение слепых в этой работе лишено сентиментальности, но настолько точно, что врачи смогли распознать несколько глазных заболеваний: у мужчины, третьего от левого края, наблюдается лейкома роговицы, а у мужчины перед ним – амавроз. Картина находится в Национальном музее Каподимонте, Неаполь.
Смысл и анализ
В большинстве случаев названия картин Брейгеля получали спустя долгое время после их создания, и некоторые из его работ известны сегодня под разными названиями. Название, данное этой конкретной композиции - которое иногда также называют «Падение слепых» - является отсылкой к притче Христа о фарисеях (Матфея 15:14): «Если слепой проведет слепого, оба упадут в яму». Библейская притча иллюстрировала духовное состояние — внутреннюю слепоту по отношению к истинному слову Божьему — которое Брейгель изображает с трагической силой. Однако, как мы увидим, дебаты о взгляде Брейгеля на Церковь продолжаются.
Вместе со своей «сестринской» работой «Мизоантроп» (1568, Национальный музей Каподимонте, Неаполь), также написанной темперой на холсте в позднем возрождении техники, которую Брейгель выучил в Маалене в молодости, эта большая картина характеризуется неприятием насыщенных цветов и предпочтением деликатных оттенков, таких как лиловый, серый, приглушенный зеленый и бурый (серовато-коричневый). Сравните это с огненной палитрой его странной полурелигиозной картины «Мад Мег Дюлле Гриет» или с техникой гризайли.
Сюжет, выбранный Брейгелем для этого шедевра, появляется среди примерно ста пословиц в «Нидерландских пословицах» (1559, Галерея живописи SMPK, Берлин), но теперь он выделен для большой композиции с подавляющей силой.
Неизбежное падение выражается одной большой нисходящей диагональю голов и рук жертв, которая проходит через всю картину и подчеркивается параллельными и усиливающими друг друга диагоналями в их деревянных костылях и на склоняющейся земле. Более слабые противодействующие диагонали, необходимые для формального равновесия даже в наиболее выразительно построенных композициях, обеспечиваются наклоненными телами, вторым костылем слева и жалкой маленькой голая кустарником в левом нижнем углу.
Не менее важным фактором, создающим впечатление безнадежного падения, являются вертикальные и горизонтальные линии на заднем плане, образованные лугом, слегка изогнутым холмом, деревьями и церковью; они обозначают необходимые контрасты к диагоналям, в то время как конические формы домов слева поддерживают развитие диагоналей в процессии, выходящей из них. Но есть еще кое-что. Прямая непрерывная диагональ была бы не только скучной и педантичной по форме, но и упустила бы напряжение, захватывающий драматизм, содержащийся в этой истории. Хотя лидер уже лежит распростертым в яме, а следующий за ним явно обречен, кажется, что для остальных появляется мерцающий луч надежды, выраженный интервалом без падения — интервалом, который на мгновение даже кажется санкционированным контрастной прочной вертикалью церкви. Но предощущающее наклоны тел мужчин, приближающихся слева, разрушает эту тщетную надежду, и жалобный наклон голов ведущих людей этой группы напоминает нам - скорее передает нам оптически - что, будучи слепыми, они даже не могут понять, что происходит перед ними, и поэтому обречены разделить судьбу своих лидеров.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?