Паломничество на Китеру, Жан-Антуан Ватто:
анализ, значение читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Паломничество на Киферу, Жан-Антуан Ватто: Анализ, Смысл Описание
Художник: Жан-Антуан Ватто (1684–1721) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Фета галанте Направление: Рококо Местонахождение: Лувр, Париж; и Дворец Шарлоттенбург, Берлин.
Для понимания значения других шедевров, см.: Анализ известных картин.
Оценка произведений искусства Чтобы оценивать картины художников XVIII века, таких как Ватто, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картину.
Шедевр французской живописи XVIII века, эта работа французского художника-рококо Жан-Антуана Ватто, также известная как Отплытие на Киферу или Паломничество на остров Кифера, существует в трех вариантах. Первая, несколько скованная версия датирована 1710 годом и находится в Институте Штадель во Франкфурте. Семь лет спустя Ватто создал вторую версию, которую представил Академии изящных искусств в Париже. Этот вариант для Академии сейчас находится в Лувре. Третья версия, ныне находящаяся в замке Шарлоттенбург, Берлин, была выполнена в 1718–19 годах для частного клиента Жана де Жульенна (позднее приобретена королем Фридрихом II Прусским) и является незначительным вариантом Луврской картины. Паломничество на Киферу не является картиной-жанром или пейзажной живописью, а представляет собой новый тип картины, известный как фета галанте (некий аллегория ухаживания и влюбленности). Под влиянием венецианского художника-гиорионеца Джорджоне (1477–1510) и фламандского мастера-рубенсиста Рубенса (1577–1640), Ватто считался одним из величайших художников-рококо, а эта картина – которая начиналась как иллюстрация пьесы Флорана Картона Данкура Три кузена – была его лучшим произведением и одной из величайших картин-жанров XVIII века.
Отправление или Возвращение на Киферу?
Действие происходит на Кифере, фантастическом острове любви и романтики, куда влюбленные отправляются, чтобы найти своего идеального партнера (в классической мифологии Кифера считалась местом рождения Венеры, богини любви). Кажется, что картина изображает конец путешествия, когда влюбленным предстоит вернуться домой, хотя это остается открытым: некоторые критики считают, что лодка вот-вот отправится на Киферу. В любом случае, признанными качествами картины являются ее ритмическая структура и тонкая взаимосвязь между группами фигур, живость манеры письма и красивая цветовая гамма. Мечтательный дальний пейзаж является еще одной инновационной особенностью картины и свидетельствует о влиянии Джорджоне и Леонардо да Винчи.
Ватто был принят в Академию в 1714 году, но взамен должен был представить Академии картину. Хотя, будучи человеком независимого склада ума, ему была предоставлена значительная свобода в выборе темы для этой работы, его неоднократные отказы представлять работы (он был слишком занят прибыльным бизнесом по портретной живописи для частных клиентов) привели к нескольким выговорам. Ультиматум Академии в январе 1717 года привел к быстрому завершению картины – основанной на более раннем франкфуртском эскизе. На самом деле, ее настолько хорошо приняли, что Академия решила создать для нее совершенно новую классификацию: фета галанте. Этот стиль оказал значительное влияние на развитие живописи рококо, хотя он быстро потерял популярность во время Французской революции, когда его сменила новая неоклассическая живопись.
Эпоха пиров ухаживания
В документе, удостоверяющем принятие Ватто в Академию, название «embarquement pour Cythere» вычеркнуто и заменено на «La fete galante». В предшествующие годы фета галанте (пир ухаживания) стала самостоятельным жанром, как историческая живопись и натюрморт. Это был жанр, который сам Ватто изобрел и благодаря которому он сделал себе имя. Он уже создал более 50 картин с пирами ухаживания, большинство из которых были небольшого формата, в отличие от полотен для Парижа и Берлина Кифера. На них изображены красивые молодые люди и девушки, которые общаются, танцуют, флиртуют и музицируют. Они в основном одеты в деревенский стиль или в костюмы итальянской комедии дель арте. В этой картине они несут с собой длинные паломнические посохи, поскольку совершают паломничество к святилищу любви.
Эти картины разворачиваются на ухоженных парках, из которых исключены все заботы повседневной жизни. Это было далеко от обстановки, в которой вырос Ватто: он родился в 1684 году в Валансьене, вдали от Парижа, и его отец был кровельщиком. Решившись стать художником, молодой Ватто прибыл в Париж без денег и вещей в 1702 году. Он нашел работу у театрального художника, а затем у человека, который украшал стены домов декоративными рисунками. Ватто не только узнал о декоративном искусстве, но и научился использовать фантазии и желания театральных актеров и состоятельных парижан – вкусы новой эпохи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?