Алтарь Портинари, Хуго Ван дер Гус:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портинарийский алтарь, Уго ван дер Гуэс: анализ и интерпретация Описание
Художник: Уго ван дер Гуэс (1440–1482) Техника исполнения: Масляная живопись по дереву Жанр: Алтарный образ Направление: Нидерландское Возрождение Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция.
Понимание искусства Чтобы проанализировать библейское искусство фламандских художников, таких как Уго ван дер Гуэс, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка искусства и Как оценить картины.
Этот алтарь Уго ван дер Гуэса, одно из сокровищ Северного Возрождения, занимает место среди лучших религиозных произведений искусства XV века от фламандских художников, таких как Мельхиор Броделам (1350–1411), Роберт Кампен (Мастер Флеммаля) (ок. 1378–1444), Губерт и Ян ван Эйк (1390–1441), Роджер ван дер Вейден (1400–1464), Дерик Буц Старший (1420–75) и Ганс Мемлинг (ок. 1433–94). Также известный как Портинарийский диптих, он изображает Поклонение пастухов и Святое Семейство согласно библейскому рассказу в Евангелии от Луки (2:10-19). Написанный в Брюгге, а затем отправленный во Флоренцию, деревянные панели оказали значительное влияние на искусство Возрождения в городе и за его пределами, включая Умбрийскую школу живописи, а также иллюстрации рукописей. К сожалению, вскоре после завершения этого шедевра Уго ван дер Гуэс пережил полный психический срыв. В 1482 году, за год до установки картины, он умер. Работа - теперь считающаяся одним из самых влиятельных произведений христианского искусства XV века - находится в Галерее Уффици во Флоренции.
Заказ
Портинарийский алтарь был заказан итальянским финансистом Томмазо Портинари, долгосрочным жителем важного фламандского торгового центра Брюгге, где он был управляющим брюггской ветви Банка Медичи. Предназначенный для увековечения его успеха во Фландрии, триптих должен был быть установлен на главном алтаре церкви Сант’Эгидио, больничной часовни семьи Портинари во Флоренции, которая была основана в 1288 году одним из предков Томмазо, Фолько Портинари. Неясно, почему он выбрал брюггского художника Уго ван дер Гуэса для написания работы: о его жизни известно очень мало до 1467 года, когда он стал мастером в местной гильдии художников в возрасте 27 лет. После этого ему были поручены некоторые незначительные заказы от города Брюгге, и в 1475 году он стал деканом гильдии. Независимо от его предыдущих достижений, ван дер Гуэс создал шедевр фламандской живописи, который был не только надлежащим грандиозным памятником Портинари, но и глубоко личным видением Рождества Христова, возможно, вдохновленным видениями Святой Бригиды Шведской. Завершенный около 1479 года, деревянные панели были доставлены на корабле в Сицилию, а затем баржей во Флоренцию к Порта Сан-Фредиано, прибыв в мае 1483 года.
Композиция
Центральная сцена прославляет радость рождения Иисуса, но также подчеркивает смирение семьи и крестьян. Три реалистичных изображения пастухов опустились на колени перед Христом-Младенцем, который - необычно - не лежит в яслях, а на земле, окруженный золотым светом. (Для другого натуралистичного изображения пастухов см. Поклонение пастухам [Музей Метрополитен, Нью-Йорк] работы молодого Андреа Мантеньи.) Для своих фигур ван дер Гуэс использует старомодную иерархию масштабов: Святое Семейство имеет самые большие размеры, а ангелы и заказчики - меньше. Фигуры расположены по диагональным осям вокруг Девы Марии, чьи руки образуют центр картины. Это необычное расположение создает несколько несбалансированное ощущение движения.
На переднем плане изысканный натуралистический натюрморт - состоящий из двух ваз с цветами и копны пшеницы - является отсылкой к Евхаристии и Страстям Христовым. Пшеница намекает на Тайную Вечерю, когда Иисус разделил хлеб. Виноградные листья и виноград на вазе относятся к вину. Белые лилии символизируют чистоту, а оранжевые лилии относятся к Страстям (красные гвоздики символизируют окровавленные гвозди креста Христа); фиолетовые лилии и колокольчики представляют семь скорбей Девы Марии. Таким образом, в целом эта сцена Рождества Христова предвещает последующее спасение, которое Он достигает через Свою смерть.
На боковых панелях коленопреклоненные заказчики обрамлены их покровителями. Портинари, например, изображен на левой панели вместе со своими двумя сыновьями Антонио и Пиджелло. Напротив, на правой панели изображена его жена Мария ди Франческо Барконнелли вместе с их дочерью Маргаритой. Все заказчики, за исключением Пиджелло, показаны вместе со своими покровителями: Святого Фомы (с копьем), Святого Антониа (с колоколом), Марии Магдалины (с мазью) и Святой Маргариты (с книгой и драконом).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?