Портрет кардинала Эль Греко:
анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет кардинала, Эль Греко: Анализ Описание
Название: Портрет кардинала (1600) Художник: Эль Греко (1541-1614) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Портретная живопись Направление: Маньеризм Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Для объяснения других важных картин эпохи маньеризма, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Для анализа работ художников-маньеристов, таких как Эль Греко, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Хотя Эль Греко более известен своими религиозными картинами, которые как ярко демонстрировали интенсивность искусства католической контрреформации и передавали суть испанского фундаментализма, он был выдающимся портретистом, чьи великолепные портретные работы занимают место рядом с работами Диего Веласкеса (1599-1660) и Энтони Ван Дейка (1599-1641). Искусство Эль Греко было сформировано рядом различных влияний: во-первых, его раннее изучение иконописи и традиций византийского христианского искусства; во-вторых, его усвоение венецианской живописи во время пребывания в Венеции (1567-1570); в-третьих, его знание маньеризма, полученное в период его работы в Риме (1570-77); в-четвертых, доктрин испанского мистицизма, с которыми он познакомился в религиозном центре Толедо, где поселился в 1577 году. Таким образом, его alla prima нанесение цветовых пигментов было под влиянием Тициана (1485-1576) и мозаичного искусства; его ощущение движения, бурных небес и драматического освещения – под влиянием Тинторетто (1518-94); его скрученных фигур и фигуры в спирали – под влиянием Пармиджанино (1503-40) и Микеланджело (1475-1564); и его позиционного композиционного построения – под влиянием византийского искусства.
Портрет кардинала Эль Греко изображает кардинала Дона Фернандо Нино де Гевера (1541-1609), одну из самых выдающихся фигур в Испании. Он служил генеральным инквизитором Испанской инквизиции (1599-1602) и архиепископом Севильи (1601-9), членом Совета Кастилии и президентом Канцлера Гранады, который неоднократно посещал Толедо. Картина, вероятно, была завершена между февралем и мартом 1600 года, когда он все еще был генеральным инквизитором. После его смерти кардинал был похоронен в монастыре Сан-Пабло-Эрмитано в Толедо, и считается, что этот портрет предназначался для украшения его гробницы. Он был одним из нескольких высокопоставленных церковных деятелей, изображенных Эль Греко, и работа подтверждает Эль Греко как одного из лучших художников-портретистов своего времени.
Это увлекательная картина по нескольким причинам, в частности из-за взаимного расположения художника и изображаемого. За двадцать лет до этого Эль Греко потерял расположение Филиппа II, который отправил его пророческую картину Мученичество святого Маврикия (1582) в отдаленную комнату своего дворца Эскориал. Лишенный новых королевских заказов, он продолжал находить восторженных покровителей среди церквей и монастырей Толедо, но оставался далеко от центра влияния. В связи с этим, учитывая власть и влияние кардинала Дона Фернандо Нино де Гевера, Эль Греко должен был представить ему лестный портрет, изобразив его в наилучшем свете. Вместо этого греческий художник создал работу болезненной честности.
Кардинал изображен сидящим на кресле, расположенном по диагонали, чтобы придать изображению большую глубину. Взгляд испанского инквизитора пронзает нас сквозь его очки, украшенные и окруженные символами его положения – его красная берета, багряные шелковые одежды, кружевной воротник и четыре кольца, а также его красный бархатный стул с оттисками и позолотой. Роскошные одеяния и украшения подчеркивают ледяную, авторитарную отстраненность этого безжалостного генерального инквизитора, приверженного неуклонному преследованию еретиков повсюду.
Но при более внимательном рассмотрении Эль Греко обличает его сдержанной похвалой. Потому что почти все внимание в картине сосредоточено на декоративных и неодушевленных предметах. Огромное внимание уделяется цвету, складкам и оборкам одежды кардинала, которые все выполнены с большой детализацией, как и узоры настенного покрытия и пола. Сам кардинал – его голова, лицо и тело – получает гораздо меньше внимания и сравнительно мало места, и в процессе этого он уменьшается. Независимо от того, насколько роскошны его одежды, он кажется маленьким человеком.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?