Портрет Карла VII, Жан Фуке:
анализ, интерпретация читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет Карла VII, Жан Фуке: Анализ и интерпретация Описание
Название: Портрет Карла VII Франции Дата: 1445-50 Художник: Жан Фуке (1420-81) Техника исполнения: Масляная живопись на панели Жанр: Портретная живопись Направление: Французская живопись (XV век) Местонахождение: Лувр, Париж
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для анализа портретов художников французской школы, таких как Жан Фуке, см. наши образовательные статьи: Оценка искусства и Как оценить картины.
Жан Фуке, один из величайших старых мастеров Франции XV века и создатель знаменитого Диптиха Мелён (ок. 1452), написал этот поясной, в натуральную величину портрет короля Карла VII (1403-61; правил в 1422-61) либо вскоре после перемирия в Туре (1444), либо после французской победы при Формини (1450). Король изображен почти анфас, как будто через окно, обрамленное занавесками. Его руки сложены и покоятся на том, что выглядит как подставка для молитвы. Он смотрит из портрета вправо от зрителя, которого игнорирует. На нем простая одежда, хотя ткань его мантии кажется элегантной и теплой. Никаких королевских эмблем или знаков отличия не видно на его одежде или окружающей обстановке. Благодаря своему реализму, тонкой детализации, цвету и геометрической композиции работа считается одной из величайших портретных картин французской школы.
Фламандское влияние
Фуке был одним из самых выдающихся представителей Франции в области миниатюрной живописи - особенно интернациональной готической миниатюры - а также портретной живописи. Обе эти области были доминированы фламандскими художниками, такими как Жакмар де Эзден (ок. 1355-1414), Ян ван Эйк (1390-1441) и Петрус Христус (1420-73). Неудивительно, поэтому, что Фуке находился под сильным влиянием фламандской живописи, особенно бруггской школы. Это подтверждается его точной передачей различных типов ткани (мантия Карла, а также узорчатая ткань как на его шляпе, так и на подставке для молитвы) и реалистичным изображением черт лица Карла.
Однако мы знаем, что Фуке также находился под влиянием искусства флорентийского Возрождения, в частности творчества Андреа дель Кастаньо (ок. 1420-57), с которым он познакомился во время своей поездки в Италию около 1448 года, что позволяет предположить, что этот портрет был завершен до его путешествия. (Примечание: Фуке особенно вдохновляла скульптурность картин Андреа дель Кастаньо, которую последний перенял, изучая фигуративные скульптуры Донателло). Несмотря на вдохновение, которое он черпал из знакомства с искусством Возрождения, Фуке оставался более приверженным готическому искусству, что иллюстрируется его отсутствием интереса к созданию глубины в портрете.
Рассматривая другие особенности: резкий контраст цветов и жесткая композиция геометрических форм придают королю холодное присутствие. Остро выраженные световые эффекты выделяют лицо короля, подчеркивают элементы его головного убора и акцентируют внимание на собранных занавесках, которые напоминают окно вокруг картины.
Фуке работал в основном при французском королевском дворе: он был придворным живописцем Карла VII и Людовика XI. Современник провансальского художника Энгюеррана Квартона (ок. 1410-1466), Фуке был знаменит около столетия после своей смерти, а затем был забыт до своего возрождения в XIX веке. Когда вышеупомянутый портрет был приобретен Лувром в 1838 году, его автором ошибочно считался анонимный греческий художник. Однако как только была установлена личность изображенного, эксперты пришли к выводу, что это работа Жана Фуке, придворного живописца Карла VII, и что это портрет, который Карл преподнес Соборной капелле в Бурже. Портрет оставался в часовне до 1757 года.
Смысл других французских картин
Интерпретация фламандского портретного искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?