Портрет Эразма, Ганс Гольбейн:
Анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет Эразма, Ганс Гольбейн: Анализ Описание
Название: Портрет Эразма Роттердамского (1523) (Портрет Дезидерия Эразма Роттердамского с ренессансной пилястрой) Художник: Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) Средство: Масляная и темперная краска на дереве Жанр: Портретная живопись Направление: Немецкое ренессансное искусство Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Для интерпретации других известных примеров немецкой портретной живописи, см.: Анализ знаменитых картин (1250–1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА Для помощи в понимании портретов немецких художников, таких как Гольбейн, пожалуйста, см.: Оценка искусства.
Ганс Гольбейн занимает место рядом с Маттиасом Грюневальдом (1470–1528), Альбрехтом Дюрером (1471–1528) и Люкасом Кранахом Старшим (1472–1533), как одного из ведущих художников Северного Возрождения начала XVI века. Хотя он родился в Аугсбурге, Гольбейн большую часть времени был активен в Базеле до достижения двадцати пяти лет. Плодовитый и разносторонний вкладчик во все формы Северного Возрождения — он создавал пропагандистские формы искусства протестантской Реформации (в Базеле уже появилась лютеранская вера), гражданскую роспись стен, дизайн книг и иллюстрацию — он стал наиболее известен своими портретами как в Базеле, так и особенно в Англии. Его творчество включало крупные религиозные картины, такие как Мадонна Солутурнская (1522, Kunstmuseum Solothurn) и Резной алтарь Страстей (1525, Kunstmuseum Basel), а также миниатюрную живопись — например, его миниатюрный портрет Анны Клевской (1539, акварель и гуммиарабик на пергаменте в слоновой костяной шкатулке, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Хотя его ранняя живопись была подвержена влиянию немецкого готического искусства, которое он перенял у своего отца, Ганса Гольбейна Старшего (1465–1524), и от работ Маттиаса Грюневальда — например, Тело мертвого Христа во гробнице (1521, Kunstmuseum Basel) — его зрелый стиль был обогащен художественными достижениями Итальянского Возрождения, в частности работами Андреа Мантеньи и Леонардо да Винчи — например, его использованием сфумато в Венера и Амур (1524–25, Kunstmuseum Basel). Его основные контакты в ранний период в Базеле происходили из гуманистических кругов города. В 1515 году, например, он получил заказ на создание нескольких графических рисунков для Похвалы глупости гуманиста и ученого Дезидерия Эразма Роттердамского (1469–1536), чей портрет он написал, и который впоследствии познакомил его со своим другом сэром Томасом Мором в Англии. Именно здесь Гольбейн достиг своего величайшего художественного успеха, утвердившись как один из лучших художников-портретистов столетия.
Объект этого знакового портрета — Дезидерий Эразм (1469–1536) — был самым выдающимся ученым и философом-гуманистом Северного Возрождения. Его самые известные книги включали: Adagia (1508), Encomium Moriae (1509), Похвала глупости (1549), а также его знаменитое издание Нового Завета (1516). Кроме своих научных исследований и публикаций, Эразм был стойким критиком церковных злоупотреблений, совершаемых Римской церковью, и способствовал требованию реформ, которые привели к протестантской Реформации Лютера и контрреформации в католической церкви. Призывая к равному сдержанию по отношению к фанатикам лютеранства, умеренная позиция Эразма вызвала гнев экстремистов с обеих сторон дебатов.
В 1521 году он переехал в Базель, город, где в то время был активен Гольбейн. Поскольку Эразм переписывался с другими учеными по всей Европе, он регулярно заказывал себе рисунки для отправки друзьям и сторонникам. В данном случае Эразм заказал портрет в подарок Вильяму Уорхэму (1450–1532), последнему архиепископу Кентерберийскому до Реформации.
Этот портрет (в Национальной галерее, Лондон) был написан во время первого пребывания Гольбейна в Базеле. Он также написал два других портрета ученого, оба под названием «Эразм Роттердамский за письмом». Один сейчас находится в Лувре (Париж), другой — в Kunstmuseum (Базель). Эти три работы стали определяющими изображениями Эразма и источником множества копий. Однако лондонский портрет является самым крупным, наиболее сложным и наиболее «гуманистическим» из них. Хотя он представляет собой формальный трехчетвертный вид на предмет, его описали как намеренно идеализированное изображение чуткого и образованного ученого — именно таким Эразм хотел, чтобы его запомнили будущие поколения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?