Портрет Яна Шестого, Рембрандт:
анализ, интерпретация читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет Яна Сикса, Рембрандт: Анализ, Интерпретация Описание
Художник: Рембрандт (1606–69) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Портретная живопись Направление: Голландский барокко Местонахождение: Коллекция Сикса, Амстердам.
Для понимания значения других шедевров, см.: Анализ известных картин.
Одна из величайших портретных работ 17-го века голландской живописи, отражает тесную дружбу между Рембрандтом и его покровителем, гугенотским купцом, магистратом, драматургом и коллекционером произведений искусства Яном Сиксом (1618–1700), которого он, вероятно, встретил в середине 1640-х годов. В 1647 году Рембрандт создал офорт своего друга (1647, Rijksprentenkabinet); в 1648 году он отвечал за фронтиспис к пьесе Сикса Медея, а в 1652 году выполнил два рисунка для Album Amicorum Сикса. В 1653 году Ян Сикс купил три картины Рембрандта 1630-х годов, включая Портрет Саскии в богатом костюме с большой плоской шляпой (1634, Staatliche Kunstsammlungen, Кассель), а на следующий год дал художнику беспроцентный заем в размере 1000 гульденов. В 1654 году Рембрандт написал портрет (который, кстати, до сих пор находится в руках семьи Сиксов), но вскоре после этого они поссорились, и в 1656 году Ян Сикс попросил Говерта Флинка, бывшего ученика Рембрандта (1615–60), написать портрет своей невесты.
Оценка художественной ценности Для оценки картин голландских художников-реалистов, таких как Рембрандт, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картины.
Композиция
В этом портрете Яна Сикса изображен в длинном застегнутом пальто модного кроя, поверх одного плеча накинут тяжелый красный плащ с золотой вышивкой. Он надевает перчатки и вопросительно смотрит на зрителя, словно его окликнули, когда он собирался покинуть дом. Тот факт, что фигура расположена немного в стороне от холста, усиливает этот эффект, поскольку это дает ему пространство для движения. Однако, хотя в картине есть намек на нетерпение, интерпретация художника в основном сдержанная и достойная.
Низкая точка обзора, не оставляющая много места между верхом шляпы и рамой, в сочетании с шириной одежды создает образ контролируемой силы. Рембрандт сочетал широкие, быстрые мазки краски с областями кропотливой детализации, такими как лицо. Благодаря точности черт лица Сикс кажется смотрящим на нас пронзительным взглядом. Тень, отбрасываемая шляпой на верхнюю часть лица, является еще одним эффективным художественным приемом: побуждая зрителя вкладывать больше смысла в глаза, чем определено краской, она делает выражение лица изображенного более внимательным, а его личность — непостижимой. Подобное сочетание силы и тайны создается и фоновыми тенями, которые многократно прорезают фигуру.
В то же время Рембрандт никогда не был более прямым или энергичным в своей манере письма. В контурах формы различные части одежды определяются резкими, ровными краями. В частности, воротники, вышивка, кисточки у шеи и открытый рукав пальто обработаны таким образом. То же самое в той или иной степени относится к рукам и частям лица. Вышивка на плаще просто намечена повторяющимися мазками широкой кисти наполовину заряженной желтой краской, нанесенной поверх красного цвета. Наиболее оживленной работа с красками является в области рук и перчаток, где формы менее регулярны, и есть ощущение движения.
Анализ
Другие критики видят определенную динамику, присутствующую в этом портрете. Один из искусствоведов, Светлана Алперс, отмечает, что изображенный поворачивается и собирается уйти. Возможно, он не готов найти время для позирования художнику: действительно, наклон головы и затененные глаза можно интерпретировать как нежелание или даже отстранение. Однако, поскольку местом действия является художественная мастерская Рембрандта, поза, скорее всего, принадлежит человеку, который сопротивляется предписанной ему роли и отказывается соответствовать образу, который Рембрандт создает. Такая упрямость клиента лишь подчеркивает гений Рембрандта, который просто адаптировал свою живопись, чтобы отразить поведение Сикса — реакция, которая объясняет, почему Рембрандта считают одним из лучших портретистов своего времени.
Ян Сикс
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?