Portrait of a Man in a Red Turban, Jan Van Eyck:
Analysis, Interpretation читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет человека в красном тюрбане, Ян ван Эйк: Анализ, интерпретация Описание
Живопись: Портрет человека в красном тюрбане Дата: 1433 Художник: Ян ван Эйк (1390-1441) Техника исполнения: Масляная краска на деревянной панели Жанр: Портретная живопись Направление: Фламандское Возрождение Музей: Национальная галерея, Лондон.
Для понимания значения других шедевров, см.: Проанализированные известные картины.
Лучшие портреты Для ознакомления с лучшими портретами, посетите: Величайшие произведения портретной живописи.
Образование в области искусства Чтобы понять фламандских художников XV века Яна ван Эйка, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства: как ценить искусство и также: Как ценить картины.
Эта знаменитая фламандская картина, официально известная как Портрет мужчины, но обычно называемая Мужчина в красном тюрбане или Портрет человека в красном тюрбане, является одной из нескольких известных панельных картин фламандского художника Яна ван Эйка (1390-1441), одного из ведущих пионеров раннего нидерландского Возрождения. Предположительно, это автопортрет, который, как считается, был приобретен Томасом Говардом, графом Арунделем, во время его изгнания в Антверпене около 1644 года, прежде чем он попал в Национальную галерею в Лондоне в 1851 году. Наряду с другими шедеврами ван Эйка - такими как Гентский алтарь (1432, Собор Святого Баво, Генто), Портрет Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) и Мадонна/Дева Канцлера Ролина (1435, Лувр, Париж) - Портрет человека в красном тюрбане является одним из самых известных примеров северного Возрождения XV века.
Автопортрет
«Мужчина в красном тюрбане» Яна ван Эйка был впервые описан как автопортрет в 1655 году, хотя это мнение не было единодушным, и идентификация остается предварительной. Надпись в верхней части рамы была названа сильным доказательством в пользу этой версии. Она гласит Als Ich Can (как я/Эйк могу) - что является игрой слов на имени художника. Ван Эйк, по-видимому, изобразил себя на двух других работах; он, кажется, отражается в зеркале в Брачном портрете Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) и на щите Святого Георгия в Мадонне Канцлера Ван дер Паэле (1436, Музей изящных искусств, Брюгге).
Независимо от того, является ли это автопортретом или нет, человек - кто бы он ни был - на самом деле не носит тюрбан, а шаперон с концами, завязанными сверху. Подобная головная экипировка видна на заднем плане Мадонны Канцлера Ролина - еще одного предполагаемого автопортрета.
Техника масляной живописи
Технический вклад ван Эйка в искусство масляной живописи - особенно его тщательное использование тонких слоев прозрачных цветных пигментов для максимальной яркости - позволил добиться точных оптических эффектов и зеркального блеска, которые делают этот портрет таким реалистичным. Обратите внимание, например, на эффект двухтоновой щетины или капилляров на белой поверхности левого глаза. Его использование и применение цвета было прокомментировано многими художниками и критиками: здесь, например, белый цвет глаза смешан с небольшими количествами красного и синего. Очень тонкий слой красного наносится поверх этого подслоя, но таким образом, чтобы подслой оставался видимым в нескольких местах. Зрачок глаза написан ультрамарином - с добавлением белого и черного к нему, а зрачок написан черным по синему цвету радужки. Основные блики — четыре мазка белил: один на радужке и три на белом.
Изменение фокуса между двумя глазами предполагает, что Ян ван Эйк мог использовать зеркало для создания этого изображения: его правый глаз слегка размыт по краям, кажется, пассивно участвует в зрении, а контур левого глаза четко очерчен и сфокусирован на конкретном объекте. Этот эффект, вероятно, возник из-за того, что художник наблюдал за собой в зеркале; при виде себя одновременно нельзя увидеть оба глаза под углом.
Благодаря контролю над техникой исполнения ван Эйк становится невыразимо присутствующим в изображении, если не через свой физический облик, то через то, как только он обладает навыком делать незаметным след каждого мазка кисти.
Как и во всех его картинах, ван Эйк тщательно продумывает свою композицию. Здесь, например, он сильно полагается на цвет и оттенок для эффекта. Богатые красные складки тюрбана или шаперона обрамляют и контрастируют с освещенным лицом, которое выходит из темноты. И зритель невольно притягивается к изображению твердым взглядом портретируемого, от которого ничего другого не должно отвлекать. Его использование кьяроскуро мастерско, как и его драматичный тенебризм. Сочетание ван Эйком тонального контроля и использования затенения предвосхищает технику Высокого Возрождения сфумато, воплощенную в портретах Леонардо да Винчи (1452-1519).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?