Портрет молодой девушки, Петрус Христос:
анализ, интерпретация читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет юной девушки, Петрус Кристос: Анализ и интерпретация Описание
Название: Портрет юной девушки Дата: 1470 Художник: Петрус Кристос (ок. 1410-75) Техника исполнения: Масляная живопись на дубовой панели Жанр: Портретная живопись Направление: Нидерландское Возрождение Местонахождение: Галерея старых мастеров, Государственные музеи, Берлин.
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Для анализа работ художников фламандской школы, таких как Петрус Кристос, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЦВЕТА Для информации о цветовых пигментах, использованных Петрусом Кристосом в его портретах, см.: Палитра эпохи Возрождения.
ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ Для получения дополнительной информации, см.: Портретная живопись эпохи Возрождения.
Петрус Кристос – важный, но менее известный представитель фламандской живописи третьего квартала XV века, ведущий художник Брюгге после смерти Яна ван Эйка (1390-1441), его ученика и человека, которым он восхищался. Он также находился под влиянием Роже ван дер Вейдена (1400-1464). Однако ему было сложнее создавать масштабные произведения библейской тематики, чем у Ван дер Вейдена. На самом деле его истинным призванием была не религиозная живопись, а портрет, и среди его работ выделяется одна картина, которая вознесла его имя на передовые позиции северного Возрождения: знаменитый Портрет юной девушки (1470) – крошечная панельная живопись, хрупкое, загадочное произведение непревзойденного очарования. Можно ли назвать его «Моной Лизой Севера»? Вокруг него сформировались легенды и схожие увлечения. Невозмущенный взгляд – то ли соблазнительный, то ли отстраненный – вызывает одновременно тревогу и интерес. Он, безусловно, обаятелен, но это очарование трудно описать словами. В любом случае, девушка смотрит на зрителя со сложным, неоднозначным выражением.
Согласно традиции, изображенной на портрете, возможно, названной Анной или Маргаритой, была дочерью английского лорда Джона Талбота, который находился в Брюгге со своей семьей для участия в бракосочетании Карла Смелого, герцога Бургундского, и Марии Йоркской. Однако было выдвинуто несколько других гипотез, которые, вероятно, будут продолжать появляться еще долгое время. Тем не менее, в конечном итоге личность изображенной на портрете не имеет большого значения: именно свет, почти детская красота портрета делают это уникальное произведение отдельным, редким чудом, зачарованным шедевром.
Идеальный овальный контур лица, подчеркнутый лентой под подбородком и касающийся щеки; брови выщипаны – в соответствии с модой того времени – почти до неузнаваемости, усиливая, если это вообще возможно, идеальную чистоту выпуклости лба; волосы убраны назад под головной убор; миндалевидные глаза, напоминающие газелей; и затем одновременно косой и пронзительный взгляд, который трудно определить как холодный (почти непреклонный), или тревожный, или даже испуганный, и полуулыбка, слегка надменная, смутно презрительная – или, возможно, все вместе.
Деликатная светотень, которая вместо того, чтобы подчеркивать неровную текстуру благородной головы, переливается по контурам лица, которое еще хранит признаки детства среди своей красоты, так что человек скорее чувствителен к хрупкости портрета, чем к его совершенству.
В атмосфере относительно домашнего роскоши и с замечательной непринужденностью художник, даже если он старается прорисовать ожерелье модели, платье и чепец, избегает ненужных деталей, чтобы создать взаимоотношения между зрителем и портретом, которые не теряют своей интенсивности, своего подавляющего, перламутрового очарования. В конце концов, человек видит лишь взгляд и жемчужную кожу, которая создает впечатление не только на картину, но и на окружающий ее воздух.
В отличие от традиции, Кристос помещает свою модель не на обычный темный фон – см., например, Портрет человека в красном тюрбане Яна ван Эйка (1433, Национальная галерея, Лондон) – а в реальный интерьер, в воздушное трехмерное пространство, как будто она сидит у себя дома. Очевидно, что она принадлежала к достаточно высокому сословию: на ней дорогая одежда и украшения, а ее осанка и выражение лица указывают на определенную степень благородства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?