Возвращение блудного сына, Рембрандт:
анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Возвращение блудного сына, Рембрандт: Анализ Описание
Название: Возвращение блудного сына (1666-69) Художник: Рембрандт ван Рейн (1606-69) Среда: Масляная живопись на холсте Жанр: Религиозная историческая живопись Направление: Голландский барокко Местонахождение: Музей Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Для объяснения других известных масляных картин и фресок, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА Для помощи в понимании голландской живописи художников, таких как Рембрандт, пожалуйста, обратитесь к: Оценка искусства.
Предыстория
Этот шедевр библейского искусства вновь подтверждает статус Рембрандта как одного из лучших художников всех времен и величайшего из всех старых мастеров в изображении сцен из Библии. Завершенная в последние годы жизни Рембрандта, картина «Возвращение блудного сына» изображает сцену из притчи, как она описана в Евангелии от Луки 15:11-32. По мнению видного искусствоведа Кеннета Кларка, она входит в число величайших картин всех времен.
Религиозный иконоборческий период, последовавший за освобождением Голландии от колониального гнёта Испании и католической церкви, превратил кальвинистские церкви в голые постройки, предназначенные для богослужения, проповедей и молитв. Голландские власти не желали украшать свои места поклонения иконостасами, фресками или каким-либо другим видом религиозного искусства. Вместо этого Голландия стала известна голландским реализмом — типом живописи небольшого масштаба, детализированной и высокореалистичной, которая часто содержала морализаторские послания различных видов. Третий вид искусства, в котором преуспевали голландские реалистические художники, — это натуральная зарисовка (в частности, Vanitas), которая также содержала моральный, иногда религиозный посыл. Это было самое близкое, что многие голландцы могли считать протестантским искусством. Поэтому еще более удивительно, что голландский протестантский художник, такой как Рембрандт, стал таким проницательным интерпретатором библейских сцен.
В Голландии больше не было спроса на христианское искусство с изображением святых, архангелов, торжествующих мучеников или работ, восхваляющих Деву Марию, в стиле фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Тем не менее, оставалась аудитория для тем из Ветхого Завета, особенно когда они были наполнены драматическими действиями. Благодаря классическому образованию и хорошему знанию Библии молодой Рембрандт неоднократно изображал историю Самсона и Далилы с огромным чувством сценических эффектов. Также смотрите Самсон и Далила (1610) Рубенса. В своих зрелых работах, однако, наблюдается изменение отношения: маскарады прекращаются, сцену окутывает мягкий свет, и вместо жалких жестов проявляются эмоции и религиозное содержание.
В Возвращении блудного сына — одной из последних картин Рембрандта перед смертью — вся динамика исчезла. Как ветхийзаветный патриарх, отец кладет руки на плечи побритого раскаявшегося сына в потрепанной одежде. С полуприкрытыми глазами и нежными жестами он требует молчания. Акт прощения становится благословением почти сакраментальной значимости. Это изображение высшей духовности, освобожденное от любых анекдотических аспектов, в котором все движение и действие остановились. Старший брат справа, с его раскаянным видом, по словам Святого Луки, упрекал отца: «Вот я служил тебе столько лет и не нарушал твоих заповедений… но теперь он, который растощил твое имущество с блудницами, пришел, и ты зарезал для него откормленного теленка». Однако Рембрандт опускает эти слова, позволяя ему принять участие в этом трогательном моменте в молчании. Сцена погружена в полутемноту подвала, из которой светятся лица отца и его старшего сына, их красные плащи придают этой темноте сияние. Рембрандт, со всем своим мастерством, не прибегал к художественным изыскам, а создавал pittura povera, отдавая предпочтение простоте.
Рембрандт неоднократно обращался к теме блудного сына — как гравер и, особенно часто, в своих рисунках и эскизах — см., например, Возвращение блудного сына (1656, рисунок бистром, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В этой монументальной масляной версии он пришел к своей самой трогательной и - благодаря контрасту между старшим и младшим (блудным) сыном — психологически наиболее сложной формулировке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?