Samson and Delilah, Rubens:
Analysis читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Самсон и Далила, Рубенс: Анализ Описание
Название: Самсон и Далила (1609-10) Художник: Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Средство: Живопись на панели, масло на дереве Жанр: Христианское искусство Стиль: Фламандский барокко Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
Питер Пауль Рубенс – чрезвычайно важная фигура в живописи барокко, находился под сильным влиянием изучения им итальянского Ренессанса, а также работ итальянских художников-бароковцев, таких как Караваджо. Он написал Самсона и Далилу вскоре после возвращения из восьмилетнего пребывания в Италии, и влияние классицизма и венецианского колорита очевидно. Картина была заказана олдерменом Николаасом Роксом (1560-1640) для его частной резиденции в городе. Другие шедевры исторической живописи Рубенса включают: Схождение с креста (Рубенс) (1612-14); Похищение дочерей Леукиппа (1618); Минерва защищает Пакс от Марса (1629-30, Национальная галерея, Лондон); и Суд Париса (1632-5, Национальная галерея, Лондон).
Библейский сюжет
Согласно Ветхому Завету Библии (Книга Судей 16), Самсон - сын Manoah - был избран Богом для помощи израильтянам в борьбе с их врагами, филистимлянами. В обмен на клятву не стричься или не подстригать волосы (назаритская клятва), Самсон получил сверхъестественную физическую силу, которую он использовал для совершения различных героических подвигов. К сожалению, затем он влюбился в соблазнительницу Далилу в долине Сорек. Когда филистимляне услышали об этом, они подкупили Далилу 1100 шекелей серебра, чтобы она узнала секрет силы Самсона. В конце концов, она выясняет, что его сила исчезнет, если его волосы будут пострижены, поэтому однажды ночью, пока Самсон спит, она вызывает слугу, чтобы тот постриг его волосы, после чего филистимляне врываются и берут его в плен. Позже Самсон - чьи волосы теперь снова выросли - мстит, обрушив колонны Храма Дагона, филистимлян, убивая своих захватчиков и самого себя. История стала предметом многочисленных религиозных картин, созданных в эпоху барокко, таких как Самсон и Далила (1629-30, Галерея старых мастеров, Берлин) Рембрандта (1606-69); и Самсон и Далила (1654, Музей изящных искусств Страсбурга) Гверчино (1591-1666).
В этом шедевре библейского искусства Рубенс изображает спящего Самсона, лежащего в объятиях Далилы, женщины, которую он любит, с тем, чтобы слуга постриг его волосы, чтобы лишить его силы. На заднем плане филистимские солдаты ждут, чтобы напасть, как только их цель будет ослаблена. Рубенс использует символы для подчеркивания обмана Далилы и уязвимости Самсона. Например, парикмахер-филистимлянин, который стрижет волосы Самсона, скрестил руки, что символизирует обман. А в нише на стене за ним стоит статуя Венеры, богини любви, и ее сына Купидона. Это намекает на то, что любовь является причиной падения Самсона. Старая женщина, стоящая за Далилой и держащая свечу, чтобы помочь парикмахеру в его работе, не упоминается в Библии, но была добавлена Рубенсом, чтобы символизировать роль, которая уготована Далиле в будущем.
На поверхности сцена может казаться мирной, но под ней скрыта огромная напряженность. Обойдет ли обман Далилы стороной? Или наш еврейский герой проснется и перебьет своих тайных нападающих? Обратите внимание на нежное расположение ее руки на его спине - это может показаться любящим жестом, но он делается только для того, чтобы успокоить Самсона и не дать ему проснуться и убить ее за предательство.
Мастерское использование Рубенсом кьяроскуро для подчеркивания великолепной физической формы Самсона (моделированной на основе греческой скульптуры и фрески Микеланджело Генезис), вероятно, происходит из работ Караваджо (1573-1610). Фактически, ранее картина приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хорнхорсту (1592-1656), который работал в Риме в тени Караваджо, в начале 17 века. Итальянское влияние также очевидно в использовании Рубенсом цвета, который во многом обязан венецианской живописи, с которой он познакомился в 1600-х годах. Чувственность сцены значительно усиливается богатыми цветами и текстурами, которые можно увидеть по всей комнате. В частности, роскошное красное платье Далилы, шафрановое сатиновое покрывало, узорчатые ковры и пурпурные драпировки, а также мягкое освещение (само по себе, вероятно, под влиянием Адама Эльсхаймера) - все это добавляет ощущение удовольствия и атмосферы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?