Алтарь Сан-Заккария, Джованни Беллини:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Свято-Заккарийский алтарь, Джованни Беллини: Анализ Описание
Название: Свято-Заккарийский алтарь (Мадонна в троне с Младенцем и святыми) Дата: 1505 Художник: Джованни Беллини (1430-1516) Техника исполнения: Масляная живопись на деревянной панели Жанр: Религиозное искусство Направление: Ренессанс в Венеции Местонахождение: Церковь Сан-Заккария, Венеция
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ Для других работ, см. его проникновенную религиозную живопись Экстаз святого Франциска (1480) и портрет Дожа Леонардо Лоредана (1502).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для объяснения других форм венецианской живописи, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Прекрасный и изящный Свято-Заккарийский алтарь Джованни Беллини (Мадонна с Младенцем в троне со святыми Петром, Екатериной, Луцией и Иеронимом) является одним из величайших венецианских алтарей XVI века. Как величественный Вознесение Девы Марии (1516-18) Тициана в церкви Санта-Мария-Глориоса деи Фрари, он является одним из немногих алтарей, которые до сих пор находятся in situ в городе. Беллини был ответственен за большое количество религиозных картин с изображением Девы Марии и Младенца, более 60 из которых сохранились на сегодняшний день. Различные тона цвета, присутствующие в картине, указывают на влияние Джорджоне (1477-1510), а иллюзионистическое архитектурное пространство происходит из практики флорентийского Возрождения - для раннего примера этой техники см. Святая Троица (1428) Мазаччо - а скрупулезная детализация происходит от восхищения Беллини нидерландским Ренессансом, что проявляется в работах Яна ван Эйка и других. Картина важна тем, что иллюстрирует мастерство Беллини в жанре Мадонны с Младенцем.
В алтаре изображена архитектурная ниша, включающая сводчатый потолок, где Мадонна и Младенец восседают на троне, в окружении святого Петра Апостола, Святой Екатерины Александрийской, Святой Луции и Святого Иеронима, а также музыканта-ангела, сидящего на ступени в центре. Этот тип картины - святые и ангелы, сгруппированные вокруг восседающей Мадонны - известен как sacra conversazione (священный разговор) - форма христианского искусства, заложенная Джотто (1267-1337) и его последователями, но получившая надлежащее развитие во время флорентийского Возрождения такими художниками, как Фра Анджелико (1400-55), Фра Филиппо Липпи (1406-69) и Доменико Венециано (1410-61). Этот стиль был освоен Пьеро делла Франческа (1420-92) и Рафаэлем (1483-1520), но, прежде всего, Джованни Беллини, чьи картины sacra conversazione характеризуются несколько более созерцательными и отстраненными святыми фигурами, как это показано на Свято-Заккарийском алтаре.
Композиционная и архитектурная структура аналогична предыдущим работам Беллини, таким как Свято-Джо́ббовский алтарь (1487, Галерея Академии Венеции), но включает в себя несколько новых мотивов, включая проемы, украшенные пейзажем, возможно, вдохновленные Мадонна с Младенцем в часовне (1500, Британская Королевская Коллекция) Альвизе Виварини (ок. 1442-1503). Беллини расположил фигуры в апсиде с боковыми проемами, чтобы свет, попадающий на картину, казался дневным светом. Ренессансная цветовая палитра Беллини - особенно насыщенные цвета одежд - и использование света напоминают настроение и стиль Джорджоне.
Композиция и Иконография
Фигуры Марии и святых нарисованы ярко, при этом сохранены их достоинство и индивидуальные черты, а также простая симметрия. (См. также Венецианский рисунок 1500-1600 гг.) В результате получается группа из пяти фигур плюс Младенец Христос, все они кажутся самодостаточными, но в то же время осознают божественное присутствие. Беллини основывал свою композицию на стандартной пирамидальной группировке, популярной в искусстве Возрождения, помещая самые важные фигуры - Марию и Младенца - на вершине пирамиды. Остальным фигурам - ни одна из которых не была жива при жизни других - даны четкие идентифицирующие характеристики. Святой Петр (I век) находится слева, одет в синие и оранжевые одежды, держит ключи от царства - см. также: Христос передает ключи святому Петру (1482, Сикстинская капелла) Перуджино. Рядом с ним стоит Святая Екатерина Александрийская (IV век), четко идентифицируемая как мученица благодаря ветви пальмы, которую она держит. Сломанное деревянное колесо, которое можно увидеть рядом с ней, указывает на первую неудачную попытку убить ее, после чего ее казнили. Далее в линии стоит Святая Луция (IV век), известная тем, что была ослеплена из-за своей веры, которая держит чашу с двумя глазами. (Для аналогичного мотива см.: алтарь Святой Луции (Уффици, Флоренция) Доменико Венециано. И на дальнем правом краю находится Святой Иероним (V век), ответственный за латинскую версию священных писаний, который показан читающим книгу. Для получения дополнительной информации о религиозном символизме см.: Библейское искусство (ок. 315 г. н. - настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?