Афинская школа, Рафаэль:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Школа Афин, Рафаэль: Анализ, Интерпретация Описание
Художник: Рафаэль (1483–1520) Техника исполнения: Фреска Жанр: Высокое Возрождение, живопись Направление: Ренессанс в Риме Местонахождение: Станца делла Сегнатура (Комната подписи), Ватикан.
Для понимания значения других шедевров, см.: Анализ известных картин.
Оценка искусства Чтобы анализировать искусство Итальянского Возрождения, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка искусства и также: Как оценить картины.
В 1508 году, во время Высокого Возрождения (ок. 1490–1530), 25-летний художник Рафаэлло Санцио, более известный как Рафаэль, был вызван в Ватикан стареющим папой Папой Юлием II (1503–13) и получил самый масштабный и важный заказ всей его жизни — украшение Папских апартаментов, включая Станца делла Сегнатура. Расположенная на верхнем этаже Ватиканского дворца, эта комната использовалась папой как библиотека. Именно здесь, между 1509 и 1511 годами, Рафаэль написал свою знаменитую фреску Школа Афин (Scuola di Atene). Это была вторая муральная живопись, завершенная для Станца делла Сегнатура, после La Disputa на противоположной стене, и считается одной из величайших картин эпохи Возрождения. Общая тема картины, и, в целом, всей комнаты — это синтез светского (греческого) и духовного (христианского) мышления, и она занимает место среди лучших примеров искусства, вдохновленного классической античностью искусства эпохи Возрождения. Соперник более старшего Микеланджело (1475–1564), Рафаэль завершил еще три Папских апартамента в Ватикане (известные как Комнаты Рафаэля) и оставался в Риме, служа последовательным папам до своей внезапной смерти в 1520 году.
Станца делла Сегнатура
В Станце делла Сегнатура находятся три из наиболее известных работы Рафаэля — Школа Афин, Парнас и Спор о Святом Причастии. Каждая стена представляет одну область мышления: теология, поэзия, философия и правосудие, соответствующие основным областям научного знания. В Школе Афин, представляющей философию, в центре изображены Платон и Аристотель в окружении других философов в сцене, действие которой происходит в Древней Греции, символизирующей мудрость классической античности. Персонифицированы Арифметика, Грамматика и Музыка определенными фигурами: Геометрия, Астрономия, Риторика и Диалектика — другими. Над ними возвышается величественный сводчатый потолок, который может отражать проект Донато Браманте для Собора Святого Петра в Риме. Это была не первая фреска, написанная в Станце делла Сегнатура — в комнате уже были украшения художников раннего Возрождения Пьеро делла Франческа (1415–92), Перуджино (1450–1523) и Луки Синьорелли (1445–1523), но Юлий II решил, что эти картины можно считать устаревшими и переписать.
Школа Афин: Композиция
Эта фреска — шедевр дизньо (искусство рисования) — представляет собой естественную Истину, обретенную посредством разума. Под арочным сводом огромной Базилики с лакунным потолком и пилястрами (вдохновленными Константиновой на Римском форуме), украшенными статуями Аполлона и Минервы, толпа философов и мудрецов прошлого, а также художников Высокого Возрождения и меценатов яростно спорят друг с другом или молчаливо размышляют. Невероятно глубокая линейная перспектива создает невероятную иллюзию глубины. В центре мы видим Платона (с длинной белой бородой и чертами Леонардо да Винчи), держащего в руках текст «Тимей», а другая рука указывает на небо — «обитель всех идей». Рядом с ним Аристотель, в свою очередь, держит свою «Этику» и указывает на землю. Эти два философа и их жесты выражают идею Марсилия Фичино: жест Аристотеля символизирует позитивный дух; вертикальный жест Платона отсылает к высшему качеству — созерцанию идей.
Слева, в оливковой мантии, Сократ ведет спор с группой, в которую входят Хрисипп, Ксенофон, Эвклид и Алкебиад. Напротив почтенного венецианского ученого Зено стоит Эпикур, увенчанный виноградными листьями, предположительно защищающий принцип гедонизма. Вниманию его последователей Пифагор преподает диатессорон из книги. Напротив него — Ксенократ (другие говорят о Пармениде). На переднем плане, с головой, опирающейся на руку, скорбящий Гераклит (с чертами Микеланджело). Отсутствие этой фигуры в оригинальном эскизе (сейчас находится в Амвросианской библиотеке Милана) и ее очевидный стиль Микеланджело (она смоделирована по Сибиллам и Игнади на потолке Сикстинской капеллы) заставляют нас полагать, что Рафаэль добавил эту фигуру в 1511 году, после завершения комнаты, увидев первую половину фресок Сикстинской капеллы. В знак уважения к своему великому сопернику Рафаэль изобразил Микеланджело в образе философа из Эфеса. Ребенок рядом с Эпикуром, явно безразличный к рассуждениям мыслителей, предположительно является Федерико Гонзага (1500–40), впоследствии Федерико II Мантуанским из знаменитой семьи меценатов и коллекционеров Гонзага. Прохожий в белом полупрозрачном одеянии и с улыбкой да Винчи, предположительно Франческо Мария делла Ровере (1490–1538), племянник Юлия II и впоследствии герцог Урбино.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?