Автопортрет с меховым воротником, Альбрехт Дюрер:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Автопортрет в меховой оторочи, Альбрехт Дюрер: Анализ Описание
Название: Автопортрет в меховой оторочи Дата: 1500 Художник: Альбрехт Дюрер (1471-1528) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Автопортрет Направление: Немецкое Возрождение Местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа автопортретов художников Северного Возрождения, таких как Дюрер, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Один из пионерских автопортретов Северного Возрождения, Автопортрет в меховой оторочи – это панельная живопись, созданная нюрнбергским художником Альбрехтом Дюрером (1471-1528). Ребенок-вундеркинд в рисовании, выдающиеся способности Дюрера в гравюре и живописи - вместе с его огромной универсальностью и любознательностью – позволили ему сочетать детальный реализм искусства Нидерландского Возрождения с диньезо и правилами красоты, пропагандируемыми Флорентийским Возрождением (1400-1500). Его визиты в Италию не только сделали его первым северянином, познакомившимся с искусством эпохи Возрождения на своей родине, но и вызвали у него зависть к высокому статусу, которым пользовались ведущие итальянские художники, и решимость добиться аналогичного положения для себя. Кроме того, продолжая совершенствовать свое мастерство в гравюре на дереве и офорте, а также углублять свои знания в иллюстрации и росписи алтарей, он изучал языки и математику, писал стихи и трактат по теории искусства. Он также опубликовал книги по геометрии и теории человеческих пропорций.
ЗАМЕЧАНИЕ: Для ознакомления с другими гуманистическими работами, которые демонстрируют близость Дюрера к Флорентийскому Возрождению, см. его акварели: Молодой заяц (1502) и Большой кусок травы (1503) (обе в Альбертине, Вена).
Автопортрет в меховой оторочи прежде всего является личным заявлением Дюрера. Во-первых, он хочет показать, что немецкие традиции живописи могут конкурировать с итальянским Возрождением (см. также Немецкое средневековое искусство). Выбор жанра портретной живописи позволил ему продемонстрировать свои исключительные наблюдательные навыки, а также техническое мастерство в изображении текстур (волос, бороды, меха), глаз и рук. Это также позволяет ему предаться своей любви к мистическому символизму: - например, его инициалы AD приобретают дополнительное значение благодаря тому, что они размещены рядом с датой 1500 в подражание аббревиатуре Anno Domini. Когда он писал эту работу, Дюреру было 28 лет: и в эпоху средневековья этот возраст традиционно отмечал переход от юности к зрелости. Портрет, следовательно, знаменует собой ключевой момент в жизни художника, а также начало нового тысячелетия.
Во-вторых, монументальность картины – это способ Дюрера заявить о своем желании, чтобы его считали художником эпохи Возрождения, а не более скромным северным европейским мастером. Он делает это, намеренно создавая сильное сходство между собой и Христом. Он не проявляет богохульства. Скорее всего, он либо пытается показать, что его творческие способности (прикосновение к горностаевому меху правой рукой подразумевает, что он обязан своим положением своему мастерству в живописи), дарованы Богом; или он демонстрирует свой гуманизм, помещая человека (хотя и похожего на Христа) в центр всего.
ЗАМЕЧАНИЕ: Для ознакомления с другими художниками Северного Возрождения, известных своими портретами и автопортретами, см.: Ян ван Эйк (1390-1441), Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Люкас Кранах Старший (1472-1553).
Возможно, Дюрер попытался превратить свой автопортрет в произведение религиозного искусства, чтобы возвысить дебаты о статусе художников (включая его самого) на более высокий уровень. Религиозные картины, в конце концов, вызывают дополнительное уважение у зрителя. Здесь фронтальная поза и положение рук (как будто дарящие благословение) явно напоминают иконописное изображение Христос Пантократор (VI век, Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет), а бородатое лицо, длинные волосы и взгляд отсылают к изображениям Христа.
Автопортрет в меховой оторочи является последним из его трех написанных автопортретов. Два других – Портрет художника с одуванчиком (1493, Лувр, Париж) и Автопортрет с перчатками (1498, Музей Прадо, Мадрид), в которых акцент сделан на его молодости, прическе и модной одежде. Портрет в Старой пинакотеке более серьезен, даже мрачен, и вносит новую интровертированную ноту. Кроме своих написанных автопортретов, Дюрер создал около десяти автопортретных рисунков и один портрет в технике темпера (потерянный).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?