Sistine Madonna, Raphael:
Analysis, Interpretation читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Сикстинская Мадонна, Рафаэль: Анализ и интерпретация Описание
Художник: Рафаэль (1483–1520) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Религиозная историческая живопись Направление: Высокое Возрождение Местонахождение: Галерея старых мастеров Дрездена.
Для понимания значения других шедевров, см.: Анализ известных картин.
Анализ произведения искусства Чтобы оценить библейское искусство таких художников, как Рафаэль, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картины.
Эта работа религиозного искусства – шедевр живописи Высокого Возрождения – от урбинского мастера Рафаэля, была последней из его картин с изображением Мадонны и одной из последних, которую он завершил лично. Среди выдающихся примеров живописи алтаря она была заказана папой Юлием II и установлена на главном алтаре бенедиктинского аббатства Сан Систо (Святого Сикста) в Пьяченце. Изначально она предназначалась для украшения усыпальницы Юлия II, а изображение папы Сикста I (слева на картине) было выбрано потому, что он был покровителем рода Делла Ровере. По сообщениям, ее передали монахи Сан Систо саксонскому королю Августу III (1696–1763), после чего она была перенесена в его столицу Дрезден в 1754 году. В 1855 году она была установлена в отдельном зале Нового королевского музея (Neues Konigliches Museum). В 1946 году, после Второй мировой войны, она была перемещена в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, прежде чем вернуться в Германию в 1955 году. Считающаяся историками одной из величайших религиозных картин Итальянского Возрождения, она в настоящее время находится в Галерее старых мастеров Дрездена.
Композиция
Этот божественный образец искусства эпохи Возрождения отличается гармоничным сбалансированным дизайном, отточенным иллюзионизмом и церковной риторикой. Вверху изображена Мадонна, держащая младенца Христа. Ниже слева святой Сикст смиренно смотрит на нее, указывая правой рукой на верующих. В этом акте посредничества между небесной Мадонной и земным планом зрителя ему вторит святая Варвара, стоящая напротив (чьи реликвии почитались в церкви Сан Систо), которая осматривает сцену своим направленным вниз взглядом. У подножия картины изображены два живописные крылатые ангелочка, которые лениво смотрят на трех фигур выше них. Слева находится папская тиара бывшего папы Сикста I, покоящаяся на раме картины и служащая своего рода мостом между реальным и изобразительным пространством.
Три основные фигуры – Дева Мария, святой Сикст и святая Варвара Мадонна – населяют воображаемое пространство, обрамленное тяжелыми занавесами, которые были раздвинуты, чтобы открыть небесную сцену. Расположенные в обычной треугольной композиции, они стоят на облаках, глядя вниз на церковную общину, которая собиралась бы ниже.
Кроме хитроумного иллюзионизма работы, она демонстрирует и другие аспекты уникального мастерства Рафаэля как одного из величайших художников Высокого Возрождения. Во-первых, расположение фигур исключительно сбалансировано. Три фигуры объединены жестами и позами, они наслаждаются совершенно гармоничными пикториальными отношениями, при этом комфортно занимая свое собственное индивидуальное пространство. Во-вторых, пропорции лица Девы Марии, младенца Христа, святой Варвары и знаменитых путти рассчитаны на создание эстетического вида: это подчеркивается умелым изображением Рафаэлем тонов кожи и использованием кьяроскуро. В-третьих, обратите внимание на реалистичную перспективу или «глубину», которую он создает в картине, отчасти благодаря вторжению путти в реальное пространство зрителя и отчасти благодаря треугольному расположению фигур – оба фактора позволяют изобразить Мадонну на некотором расстоянии от плоскости картины, создавая иллюзию глубины. В-четвертых, обратите внимание на виртуозное изображение Рафаэлем завихрений драпировки, которое помогает направлять взгляд зрителя по композиции и усиливает общую реалистичность сцены. В-пятых, палитра эпохи Возрождения Рафаэля также помогает направить внимание зрителя и придает композиции теплоту и насыщенность. В целом, это шедевр диньезо.
Сравните эту работу с Трансфигурацией (1518–20).
Рафаэлло Санцио
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?