Самоубийство Лукреции, Рембрандт:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Самоубийство Лукреции, Рембрандт: Анализ, Интерпретация Описание
Художник: Рембрандт (1606–69) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Историческая картина Направление в искусстве: Голландский барокко Местонахождение: Институт искусств Миннеаполиса, США.
Для объяснений других картин см.: Проанализированные известные картины.
Оценка произведений искусства Чтобы оценивать картины голландских реалистов-портретистов, таких как Рембрандт, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картины.
Среди величайших картин Рембрандта поздних лет, эта печальная картина иллюстрирует трагическую смерть Лукреции, которая привела к восстанию, свергнувшему монархию и установившему Римскую республику. Она демонстрирует мастерское использование Рембрандтом кьяроскуро – усиливающее трехмерное качество лица и тела Лукреции – а также темную манеру, введенную Караваджо и движение Караваггизм. Кроме того, Рембрандт прилагает большие усилия, чтобы выразить внутренние душевные переживания Лукреции – добродетель, семейную честь и долг – через ее глаза и выражение лица. Мифологическая картина огромной силы и эмоций, Самоубийство Лукреции полностью подтверждает репутацию Рембрандта как величайшего из голландских реалистов. Это одна из главных достопримечательностей Института искусств Миннеаполиса, одного из лучших музеев искусства в Америке. Другие известные исторические/аллегорические работы Рембрандта включают Аристотель, созерцающий бюст Гомера (1653) Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Васхеба, держащая письмо царя Давида (1654) Луврский музей, Париж; Заговор Клавдия Цивилиса (1661) Шведский Национальный музей, Стокгольм; и Возвращение блудного сына (1668) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Для получения дополнительной информации о творчестве Рембрандта см. Голландская живопись XVII века (1600–80).
Исторический сюжет
Трагедия Лукреции – добродетельной жены Луция Тарквиния Коллатина – началась, когда она была осквернена сыном Луция Тарквиния Суперба, жестокого этрусского царя Рима. Согласно традиции, сын угрожал убить Лукрецию и ее слугу, а затем инсценировать физические отношения между ними, если она не отдастся ему. Испугавшись скандала и общественного позора, который это могло бы принести ее мужу и семье, она согласилась на его требования. После этого она призналась своему мужу и отцу и, получив от них клятву о мести, вонзила себе кинжал в грудь. Согласно Книге I «Истории Рима» Ливия, ее самоубийство привело к восстанию, установившему Римскую республику.
Композиция
Чтобы передать то, что он считал сущностью сцены, Рембрандт сосредоточился исключительно на ее психологических аспектах и устранил все отвлекающие факторы. Таким образом, в отличие от большинства картин на эту тему, где Лукреция изображена обнаженной – что придает ситуации неизбежный эротический подтекст – Рембрандт изображает ее одетую до шеи в изысканное платье, как благородную даму. Фон остается темным с глубокими тенями, чтобы передать мрачное настроение и выделить ее лицо, выражающее муки ситуации. Чтобы удержаться на ногах, она хватает шнур от кроватной занавески – символически закрывая штору на свою жизнь.
На картине она уже вонзила кинжал в себя и вытащила его: кровь начинает просачиваться сквозь ее платье. Серия линий – обозначенная кончиком ее кинжала, ее декоративной цепочкой, веревкой и падением ее платья – пересекается на месте ее смертельной раны. Хотя ее тело остается прямым, она отклоняется в сторону от бедер, хватаясь за колокольчик. Ее глаза – темные бассейны печали, а лицо имеет землистый цвет предсмертной агонии. Ее поза, положение головы и выражение лица поразительно напоминают Давида с головой Голиафа Караваджо в Галерее Боргезе в Риме. Не исключено, что Рембрандт видел гравировку или копию этой картины, которая вдохновила его на иллюстрацию мрачной и жалкой интерпретации.
Обратите внимание: сравните угрюмую монохромную палитру Лукреции с яркой схемой цвета алого и золота в другой поздней работе Рембрандта – Еврейская невеста.
Однако мотив руки, сжимающей поддевкой шнура, является напоминанием об обычной студийной практике, когда модель, позирующая с поднятой рукой, поддерживала ее веревкой или прамой. Гравюра Рембрандта Женщина с луком (ок. 1665 г., офорт, Британский музей, Лондон) является примером этого, хотя в этой гравюре то, что явно было веревкой, когда художник рисовал фигуру с натуры, превратилось в загадочную стрелу, направленную вниз. Этот офорт напоминает о том, что Рембрандт не отказывался от интереса к женским обнаженным фигурам – и даже к молодым женским обнаженным фигурам – даже в свои последние годы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?