Сдача Бреды, Веласкес:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Сдача Бреды, Веласкес: Анализ Описание
Название: Сдача Бреды (Las lanzas) (1635) Художник: Диего Веласкес (1599-1660) Среда: Масляная живопись на холсте Жанр: Историческая живопись Направление: Живопись эпохи барокко Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
Диего Веласкес, главный представитель испанского барокко, был придворным живописцем короля Филиппа IV и широко признан доминирующей фигурой в эпоху расцвета испанской живописи XVII века. Хотя большая часть его работ представляла собой портреты - см., например, Портрет папы Иннокентия X (1650) и более сложную Las Meninas (1656) - он создал множество шедевров в других жанрах, включая один из величайших женских обнаженных под названием Рокеби Венера (1647-51); его бутонье Водонос Севильи (1618-22); и его религиозную живопись, изображающую Христа на кресте (1632). Сдача Бреды - его единственное сохранившееся историческое полотно, но тем не менее одно из лучших картин эпохи барокко своего типа.
В 1625 году после десятимесячной осады город Бреда в южной Голландии сдался испанцам под командованием знаменитого испанского генерала Амброгио Спинолы. Однако триумф Спинолы был недолгим. Завидовавшие его успеху, его соперники в Мадриде (включая могущественного графа Оливареса) заговорщически спровоцировали его позор во время военной кампании 1629 года в Италии. Веласкес - недавно сопровождавший своего друга Спинолу в путешествии из Барселоны в Геную - был возмущен неоправданным и постыдным обращением со Спинолой, который вскоре после этого скончался. Именно на этом фоне Веласкес приступил к созданию этой композиции.
Заказанная по приказу короля Филиппа IV в 1635 году, через пять лет после смерти Спинолы, картина была предназначена для украшения тронного зала (Salon de Reinos) королевского дворца Буэн-Ретиро, где она являлась частью серии из двенадцати картин в натуральную величину, прославляющих военные триумфы Испании.
На картине изображен церемониальный обмен ключами, который состоялся через три дня после официальной капитуляции голландских сил в Бреде. Таким образом, фокус картины не на битве, а скорее на примирении. Центральным моментом картины является передача ключей Спиноле (который спешился со своей лошади, чтобы встретиться со своим противником как равный) голландским лидером Юстином Нассау, вместе с одновременным жестом Спинолы, положившего дружескую руку на плечо своего оппонента. (Следует отметить: условия поражения, установленные Спинолой в Бреде, были одними из самых честных и снисходительных в то время).
Сдача Бреды, следовательно, имеет два значения: во-первых, она представляет собой великую националистическую победу для Испании; во-вторых, она представляет собой благородный и великодушный триумф самого Спинолы. Прежде всего, можно предположить, что Веласкес написал ее как дань уважения своему другу Амброгио Спиноле. В то же время, подчеркивая соображения Спинолы по отношению к Нассау и голландской армии, художник раскрывает мирные намерения Испании, а также ее военную мощь. Иронично, что через два года после завершения картины Бреда была вновь захвачена Фридрихом Генрихом Оранским, и в 1648 году она официально была передана Голландской республике по Вестфальскому мирному договору (1648), который положил конец Восьмидесятилетней войне (1568–1648) между Испанией и Голландией.
ЗАМЕЧАНИЕ: Возможно, гуманитарный тон картины был намеренно разработан как часть искусства контрреформации, чтобы опровергнуть протестантские сообщения о жестокости испанской инквизиции.
Композиция
Чтобы упростить задачу изображения большого количества солдат, генералов, лошадей и оружия битвы, а также обмена ключами, Веласкес прибегает к любимому приему разделения действия на два пласта. Таким образом, в то время как действие осады происходит на заднем плане картины, передний план используется для церемонии примирения.
Работа известна на испанском языке как Las Lanzas (копья), и одной из ее самых очевидных особенностей является сравнение вертикального положения толстого скопления копий, удерживаемых испанскими солдатами справа, и небольшого количества вертикальных голландских копий. Похоже, что большинство голландского оружия либо уничтожено, брошено или опущены в поражении.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?