Венера Урбино, Тициан:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Венера Урбинская, Тициан: Анализ, Интерпретация Описание
Художник: Тициан (ок. 1488–1576) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Портретная живопись - одна из самых известных изображений обнаженной женской фигуры в истории искусства Направление: Школа венецианской живописи Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция.
Для объяснений других картин, см.: Проанализированные известные картины.
Оценка произведений искусства Чтобы оценивать работы художников эпохи Венецианского Возрождения, таких как Тициан, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка произведений искусства и Как оценивать картины.
Одна из величайших картин эпохи Возрождения мифологического характера, картина в натуральную величину Венера Урбинская остается знаковым образцом изображений обнаженной лежащей женской фигуры и сокровищем венецианского Высокого Возрождения. Написанная Тицианом, картина основана на более ранней работе Спящая Венера (1510, Alte Meister, Дрезден) художника-дрезденца Джорджоне (1477–1510), близком друге художника. Исключительный талант Тициана, его смелое изображение женской чувственности и его статус ведущего венецианского художника чинкуэченто объясняют, почему эту картину часто называют источником многих из самых спорных изображений западного искусства - включая, например, Обнаженная Майя (ок. 1797) Гойи и Олимпия (1863, Музей д’Орсе) Эдуара Мане - и считают предшественницей пин-ап.
Композиция
Тициан написал эту картину для герцога Камерино Гидобальдо делла Ровере (1514–74), который позже стал герцогом Урбинским, возможно, чтобы отпраздновать свой брак с Джулианой Варано в 1534 году. На ней изображена обнаженная молодая женщина, лежащая на кровати в роскошных интерьерах дворца эпохи Возрождения. Хотя поза модели, идентифицируемой как Венера, напоминает позу Спящей Венеры Джорджоне (которую молодой Тициан якобы завершил после смерти Джорджоне), намерение и детальная проработка отличаются. Тициан перенес Венеру в интимную обстановку, в помещение, и заставил ее смотреть прямо на зрителя, придав ей кокетливый вид. Если Венера у Джорджоне идеализирована, недостижима и почти сдержанна, то Венера Тициана доступна и намеренно соблазнительна. Действительно, прямота выражения Венеры неоспорима: она смотрит прямо на зрителя, совершенно не стесняясь своей обнаженности.
Смысл
Несмотря на ее эротический вид, Венера Тициана не куртизанка, и картина не является тонким пропагандированием случайной измены. Напротив, учитывая, что она была написана для празднования брака Гидобальдо, она, скорее всего, прославляет супружескую любовь и физическую близость между мужем и женой, что подтверждается рядом деталей. Например, в ее правой руке находится букет роз, которые обычно символизируют любовь; также спящая собака является распространенным символом верности; наконец, служанки на заднем плане изображены роющиеся в традиционном кассоне, где жены обычно хранили свой приданой. Возможно, картина была задумана как идеальная модель поведения для Джулианы, молодой невесты герцога. Было не редкостью заказывать картины явно эротического характера для празднования свадьбы, хотя они предназначались только для частного просмотра.
Живописная техника
Венера Урбинская изобилует художественными приемами. Во-первых, Тициан достигает красивого контраста между округлыми изгибами тела девушки и вертикальными и горизонтальными линиями разделительной ширмы, плитки пола и других архитектурных элементов. Кроме того, игра света на теле девушки и нежный кьяроскуро Тициана придает ее фигуре скульптурность и усиливает шелковистость простыней кровати. Плитка пола обеспечивает дополнительную линейную перспективу, а цветочные узоры дивана, кассоне и заднего гобелена - в сочетании с богатой палитрой цветов ширмы и костюма служанки - помогают объединить и активизировать композицию.
Тициано Вечелло
К моменту создания этой работы Тициан был утвержденным ведущим мастером искусства эпохи Возрождения в Венеции. Прежде всего, он был известен своим замечательным использованием цвета, и его работы - которые охватывали все основные жанры, включая церковные алтари, мифологическую живопись, портретную живопись и пасторальный пейзаж - все больше искали представители итальянских королевских домов. Он стал признан гением при жизни и с тех пор почитается такими старыми мастерами, как Антони ван Дейк (1599–1641), Никола Пуссен (1594–1665), Рубенс (1577–1640) и Веласкес (1599–1660). Во многих сюжетах и живописных жанрах он задавал шаблоны, которые копировались поколениями художников, особенно в портретной живописи. К сожалению, его талант художника не соответствовал щедрости его духа: он стал известен своей жадностью и скупостью.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?